Наталья Леденева
«Семейный альбом или Путешествие в прошлое своей семьи» — родительское собрание
▼ Скачать + Заказать документы
родительское собрание
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Волоконовка Чернянского района Белгородской области»
Семейный альбом, или Путешествие в прошлое своей семьи
(методическая разработка родительского собрания)
Подготовила и провела
Публикация «„Семейный альбом или Путешествие в прошлое своей семьи“ — родительское собрание» размещена в разделах
воспитатель разновозрастной группы детей дошкольного возраста «Василёк»
Леденёва Н. И.
2012 г.
Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.
А. С. Пушкин
Цель: формирование семейных традиций.
Задачи: заинтересовать родителей и детей изучением истории происхождения своей семьи; прививать уважение к культурным традициям семьи и страны; способствовать становлению личности детей с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители и воспитатели.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Круглый стол.
3. Работа с понятиями.
4. Игра.
5. Заключительная часть.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап.
Оформление выставки «Семейный альбом», выставки фотографий воспитанников группы в младенчестве и раннем детстве (без подписей).
II. Организационный этап
Оформление выставок:
• Семейные альбомы разных видов (свадебные армейские, детские, школьные, семейные и т. д.); фотографии воспитанников группы в младенчестве;
• Генеалогические таблицы семейных древ;
• Альбом с пословицами и поговорками о семье;
• Художественная литература для чтения детям по теме собрания.
III. Вступительная часть.
Звучит песня в исполнении Э. Пьехи «Семейный альбом» (муз. Д. Тухманова, сл. М. Танича).
Воспитатель (держит в руках семейный альбом). «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом…» (Слайд 2-й)
Добрый день, дорогие родители, здравствуйте!
Семья – это маленькая Вселенная (обращает внимание на иллюстрацию, на которой изображена Вселенная: планеты, звезды, солнце). (Слайд 3-й) Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие. Поскольку семья Вселенная, пусть и маленькая, должны быть загадки вселенной. И они действительно существуют. Но на каждую загадку есть своя разгадка.
Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. Человек уходит, а дети его остаются. У детей вырастают свои дети, у тех - свои. И если человек не совершает никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.
IV. Круглый стол.
Воспитатель читает стихотворение.
Кем был твой прадед,
Кем – твой дед?
О чем они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызывало дружный смех
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошел
В народном том полку?
И если все узнаешь ты,
Изучишь древний род,-
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
Р. Мифтахов
Воспитатель. Скажите: что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом) (Слайд 4-й). А есть ли в вашем доме семейный альбом? Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое (Слайд 5-й). (Обращает внимание на фотовыставку и предлагает рассмотреть фотографии и определить, кто это).
Родители рассматривают фотографии воспитанников в младенчестве и раннем детстве.
Воспитатель. Попробуйте узнать, кто это.
К 4-5 годам дети начинают понимать, что когда-то они были другими – маленькими, а скоро снова изменяться – вырастут и станут большими. Этот процесс называется осознанием личностного времени.
Малышам такие сложные абстракции, как понимание движения времени, рост и взросление, недоступны. Лишь развитие мышления и воображения дает четырехлеткам возможность осознать это. При ознакомлении детей с изменениями, происходящими во времени, воспитатели используют такой прием, как моделирование, - модель «Лента времени» (показывает).
Важно понять, что каждый возраст по-своему ценен. Не нужно стремиться делать ребенка старше, чем он есть, или, наоборот, относиться к нему как к крошке. Дети растут, и это замечательно. Помочь ребенку правильно оценивать себя и оптимистично смотреть на будущее – задача взрослого.
В каждой семье раньше были альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми (Слайды 6,7,8).
Семейный альбом – это огромное пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное. Детей всегда привлекают такие альбомы. Они искренне удивляются, что их бабушки, дедушки, мамы и папы когда-то были детьми. С интересом рассматривают они себя в младенчестве.
Жаль, что во многом эта традиция утрачивается. Однако восстановить ее не так трудно, тем более, что помимо фотографии у нас появляются аудио- и видеозаписи.
Отбор фотографий, оформление страниц альбома – это именно то общение, которое необходимо дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии сопровождается рассказами их жизни членов семьи, вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его память.
Посмотрите фотографии и обсудите с ребенком, чем отличаются взрослые от детей, как изменился он сам внешне и внутренне, каким он будет. В заключение нарисуйте лесенку из трех ступенек, символизирующие прошлое, настоящее и будущее ребенка, каким он видит себя на каждой ступеньке.
V. Работа с понятиями.
Воспитатель. Давайте обратимся к словарю и определим значение слов «альбом», «семья», «фотография».
Значения слов:
Альбом :
• Тетрадь или книга с чистыми листами для стихов, рисунков, фотографий, открыток;
• Объединенное по теме собрание иллюстраций, рисунков, фотографий.
Семья – группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Фотография – способ получения видимого изображения предметов на светочувствительных материалах с помощью специального аппарата.
Семейный фотоальбом – тематическое собрание фотографий близких родственников.
Воспитатель. Каждый человек старается упорядочить свои фотографии и создать альбом. Альбомы могут быть различных видов. Скажите, какими могут быть альбомы? (Свадебные, армейские, детские, школьные, семейные альбомы нескольких поколений и т. д.)
Глядя на фотографию, можно много узнать о том времени, когда она была сделана, на них отображены не только люди, но и эпохи.
Проводятся презентации семейных старинных фотографий, семейных альбомов.
Игра «Дом, семья и народная мудрость» (составление пословиц и поговорок о семье) (приложение 3).
VI. Заключительная часть.
Воспитатель.
Зачем же современному человеку знать историю своей семьи?
Человек без этого знания подобен листу, который несет ветер, ему легко внушать любые истины, моральные нормы, им очень легко управлять.
Уважаемые родители! Дерево, у которого крепкие корни, ветер не вали. Если мы будем знать историю страны и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.
Информация о составлении родословной (генеалогического древа) (Слайды 9-15).
Варианты решение родительского собрания (Слайд 17).
1. Постепенно с взрослением детей рассказывать им о своих предках.
2. Поддерживать семейные традиции и создавать новые.
3. Начать создавать семейный альбом, родословную своей семьи и семейный архив.
4. Принести в группу семейную фотографию для оформления фотоальбома «Семьи наших воспитанников».
Домашнее задание: создать родословную своей семьи (генеалогическое древо) (приложение 1) и семейный архив (приложение 2)
Приложение 1.
Начните собирать историю своего рода. Это будет своеобразный мостик между поколениями предков и потомков. Посадите свое семейное дерево – дерево своего рода. Это станет самой драгоценной частицей того наследства, которое мы можем и должны оставить после себя. Это будет ваша биография, просто и доходчиво пересказанная для детей и внуков в этом могут помочь книги.
Составляя родословную совей семьи, можно начать с себя. По мнению психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи.
Примечания:
1. Чтобы родители наглядно представили, что представляет собой родословная семьи (генеалогическое древо, необходимо в качестве примера показать чью-либо родословную в готовом виде.
2. Использовать методику генеалогического исследования.
Понятие о генеалогии.
Изучением истории семьи и родов занимается специальная наука - генеалогия. Ее название происходит от древнегреческого слова, которое переводится как «родословная», т. е. слово о роде.
Генеалогическое исследование так же старо, как сама история. Уже мифы народов включают в себя его элементы в виде представлений о родовых связях богов или мифологических героев. Генеалогические представления мифов позволяли людям ориентироваться в небесной иерархии и определять в сонме богов своего личного покровителя.
Методика генеалогического исследования
Вы решили заняться прошлым своей семьи. С чего начать?
Генеалогическое досье. Необходимо начать со сбора как можно большего количества данных любого характера о том или ином предке любого характера. Вы должны просмотреть архивы своей семьи, а затем уже обращаться к воспоминаниям родственников, можете написать им письма с просьбой подробно рассказать обо всех представителях той или иной ветви. Но в глубину веков можно посмотреть только с помощью ревизских сказок, хранящихся в Центральном архиве города.
Генеалогическая карточка. Следующий этап работы заключается в занесении данных по одному человеку на отдельную карточку.
Генеалогическая таблица. И только после этого можно приступить к составлению генеалогической таблицы, или генеалогического древа. Они бывают разных видов.
1. Кругообразные. В центре помещаетесь Вы, сверху предки по отцовской линии, снизу - по материнской (пример – генеалогическая таблица А. И Полежаева). Но эта таблица неудобна тем, что могут показать предков только до третьего и четвертого колена.
2. Горизонтальные. В этом случае вычерчиваются отдельные колонки для каждого поколения (пример – генеалогическая таблица А. А. Татищева – российского историка). Здесь каждое лицо получает номер в зависимости от естественного порядка в семье.
3. Вертикальные. Это, конечно, самая впечатляющая таблица, составленная в виде дерева. Вы можете начать составление с современности или, наоборот, из глубины веков (пример – генеалогическое древо М. И.
Калинина). Здесь тоже каждому лицу дается номер и в приложении указываются подробности его жизни.
Итак, теперь вы знаете, как заглянуть в прошлое своей семьи и, соответственно, себя, с чего начать и чем закончить ваше исследование.
Приложение 2. Семейный архив
Составление семейного архива – это не прошлое, это всегда завтрашнее. Семья должна иметь свой архив – почетные грамоты дедов и отцов, историю их заслуг, их труда, историю рода и фамилии. Ведь с годами и наши внуки захотят знать, как мы жили. А ведь жизнь, отпущенная нам, по природе своей коротка, но в наших силах оставить память о ней.
Приложение 3. Игра «Дом, семья и народная мудрость» (пословицы и поговорки)
В гостях хорошо, … а дома лучше.
Не красна изба углами, а … красна пирогами.
Каково на дому, таково… и самому.
Дети не в тягость, а … в радость.
Когда семья вместе, то … и душа на месте.
Всякой матери свое… дитя мило.
На свете все найдешь, кроме … отца и матери.
Мать кормит детей как … земля людей.
Нет для человека добрее … отца с матерью.
Семья – … Семь Я.
Лучше матери … друга нет.
У дитя заболит пальчик, а у … матери – сердце.
Птица в беде спешит к гнезду, а… человек к родителям.
Обидишь отца и мать – счастья… не найдешь.
Береги отца и мать, других … не сыщешь.
Слушай наставления отца и матери – …не заблудишься.
Материнская молитва на дне … моря спасёт.
Сердце матери лучше … солнца греет.
Литература:
1. Родительские собрания в детском саду : Средняя группа/ Авт. - сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2010. – 256 с. – ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Родительские собрания : Подготовительная группа/ Авт. - сост. С. В. Чиркова. – М. : ВАКО, 2008. – 336 с. – ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
3. Собрание русских пословиц и поговорок /Жуков В. П. – М., «Сов. Энциклопедия», 1967 г.