МААМ-картинки

«Школа мяча» (из опыта работы по развитию физических и творческих способностей детей)

Рыль Ольга Алмазовна
«Школа мяча» (из опыта работы по развитию физических и творческих способностей детей)

В настоящее время, по мнению российских специалистов, ведение малоподвижного образа жизни превратилось в норму не только для взрослого населения страны, но и для детей и подростков, неумолимо растёт % потребления алкогольной и табачной продукции, наркозависимости среди взрослого населения и подростков. Поэтому проблема сохранения здоровья, профилактики заболеваний, повышение резервных сил организма, ведения здорового образа жизни, искоренения вредных привычек, приобретает с каждым годом всё большую актуальность.

Публикация «„Школа мяча“ (из опыта работы по развитию физических и творческих способностей детей)» размещена в разделах

Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада включает отдельный спортивный зал, спортивную площадку, которые оснащены необходимым физкультурным оборудованием, площадку для игр и проведения развлечений, тропу здоровья и экологии, игровые физкультурно-оздоровительные уголки в группах, душ для стоп и голеней ног, медицинский блок.

Систематически ведётся медико-педагогический контроль за всеми формами физического развития детей.

Несмотря на совершенствование методов и форм организации физвоспитания в детских садах исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы, а у 40% детей дошкольного возраста уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Поэтому я, как руководитель данного кружка поставила перед собой следующие задачи:

1. формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желания использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

2. обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

3. содействие развитию двигательных способностей;

4. формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни;

5. воспитание положительных морально-волевых качеств и создание эмоционально-благоприятного микроклимата на занятиях

Кружок посещают дети старшего дошкольного возраста. Уровень физической подготовки у детей разный, ведь отбор идёт не по линии «одаренный ребенок», а с целью активизации и оптимизации двигательной активности детей в течение дня и в целях совершенствования двигательных способностей и укрепления костно-мышечной системы ребёнка.

Что же способствовало этому?

Мною разработаны :

• план-программа спортивного кружка «Школа мяча»;

• учебно-тематический план работы кружка на два года.

Учебно – тематический план работы кружка :

• 1 год обучения рассчитан на детей 5-6 лет – старшая возрастная группа;

• 2 год обучения рассчитан на детей 6-7 лет – подготовительная к школе группа.

Тематический план работы кружка 1 года обучения

1. Укрепление здоровья детей;

2. Развитие активности и инициативности в двигательной деятельности, как с мячом, так и без

мяча;

3. Формирование интереса и любви к играм с мячом.

Тематический план работы кружка 2 года обучения

1. Укрепление здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни;

2. Совершенствование техники выполнения ранее разученных упражнений с мячом;

3. Развитие качеств ответственности, коллективизма, дружбы и уважения к товарищам,

противнику, судьям;

4. Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями с

привлечением к занятиям членов семьи.

Зная, что индивидуальные особенности детей развиваются в процессе обучения, подчиненном логике игры, поэтому занятия в кружке я построила следующим образом:

• игра-разминка;

• подводящие игры и упражнения;

• специальная игра;

• дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Задания, упражнения в игровой форме придают обучению положительную эмоциональную окраску, делают процесс обучения двигательным действиям и совершенствования двигательных способностей более привлекательным.

Разнообразные способы достижения цели в игре, относительная самостоятельность действий, отсутствие жесткой регламентации дают возможность широкого выбора деятельности, развития творческих двигательных способностей, благоприятно сказываются на проявлении самостоятельности, инициативности, находчивости.

Главное, не надо выговаривать ребенку за то, что он никак не может научиться тому, что получается у всех. У большинства детей это может вызвать негативное отношение к играм и упражнениям или вообще к участию в групповых играх. Я стараюсь вызвать у каждого ребенка желание преодолеть, научиться и достичь поставленной цели. Поэтому у меня в любой игре участвуют дети, разные по физической подготовленности. В процессе систематических повторений они сами учатся друг у друга.

Для закрепления благоприятных эмоциональных состояний и приобретенных двигательных умений и навыков предлагаю детям обратиться к свободной деятельности, в которой они в соответствии со своими интересами могут полностью реализовать свои потенциальные возможности. Например, дети выполняют упражнения с мячом под музыку (по собственному выбору и желанию, т. е. повторяют наиболее понравившиеся.

Учитываю и особенности физической подготовленности детей : количественные и качественные показатели овладения техникой движений, уровень развития двигательных способностей и т. п. В связи с этим определяю следующие условия индивидуально-дифференцированного подхода:

• игры с мячом на полной площадке или её половине;

• использование мячей различного веса и размера;

• увеличение или уменьшение расстояния между партнёрами в действиях парами;

• дозировкой физической нагрузки при подборе игр и упражнений, их повторений;

• подбором индивидуальных заданий по развитию тех или иных двигательных качеств;

• вариативность обучения с учётом половых признаков.

При построении работы с детьми я обязательно учитываю то, что занятия баскетболом, городками, волейболом, а во 2-ой половине учебного года и футболом, являются наиболее энергоёмкими среди спортивных игр. Поэтому, чтобы рационально использовать время занятий и избежать ожидания «своей очереди» и психического перенапряжения использую игры командного характера и игровые упражнения, которые выполняются всеми игроками одновременно, т. е. фронтально, например, «Мяч через сетку», «Сбей кеглю», «Отбивалки» и др. Эти игры и задания являются наиболее эффективными в повышении двигательной активности детей.

Т. О. на занятиях обеспечиваются физические нагрузки, соответствующие по продолжительности, объему, интенсивности возможностям детей старшего дошкольного возраста.

По сравнению с подвижными играми игры с элементами спорта – более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм человека шире и глубже. Они характеризуются частой сменой положения тела и его частей, движений и двигательных действий. В этих действиях участвуют слуховые, зрительные, осязательные рецепторы. Игры с мячом требуют тесного взаимодействия с противником, в процессе которого возникает больше тактильных и осязательных ощущений. Слуховой анализатор воспринимает такт шагов, звуки удара по мячу. Зрительный анализатор фиксирует попадание в цель, ловлю, передачу, приём мяча, направление движения; ведётся наблюдение за партнерами и их расположением и собственными передвижениями.

По моим наблюдениям уже после нескольких занятий дети становятся внимательнее, старательнее, организованнее, увереннее владеют мячом и просят играть ещё и ещё. На втором году обучения, с усложнением задач, даю больше элементов как общей физической подготовленности. Увеличивается скорость выполнения отдельных элементов (ведение мяча, увеличивается динамика передач, высота бросков в кольцо, увеличиваются общефизические нагрузки на спортивных праздниках.

В конце учебного года провожу большой праздник с участием родителей воспитанников, на котором дети демонстрируют родителям свои успехи и с удовольствием вместе с родителями играют в игры – «Передай мяч», «Прокати мяч через обруч», «Не урони мяч» и т. д. Родители видят, что их дети окрепли, хорошо ориентируются на площадке, стали азартнее, выносливее, умнее, могут принимать быстрые решения, приходят на выручку друг другу. Родители радуются вместе с детьми их успехам, победам, рассказывают об этом другим родителям в группе и многие родители, чьи дети не посещают кружок, просят взять и их детей на занятия кружка.

В мае текущего учебного года подгруппа детей из 6 человек, посещающих кружок, приняли участие в муниципальном спортивном конкурсе «Миг удачи», среди дошкольных образовательных учреждений Бугульминского муниципального района, получив диплом в номинации «Оригинальная находка». В своём спортивном танце с мячами дети показали сложные передачи мяча, переходы с отбиванием мяча.

Свои успехи дети продемонстрировали и на творческом отчё те педагогического коллектива на тему: «Создание единого образовательного пространства по формированию здорового образа жизни воспитанников детского сада», в соответствии с планом управления образованием исполнительного комитета Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

За время существования кружка были проведены такие увлекательные праздники и развлечения как : конкурс «Умельцы владения мячом», игра-состязание «Форд – Баярд», «Приключения весёлого мяча», «И сколько хочешь, радуйся, скачи на все лады», «Мой весёлый звонкий мяч».

На общих спортивных мероприятиях ДОУ дети посещающие кружок резко отличаются своим мастерством владения мячом, физическим развитием и активностью.

Проведенная мною диагностика, в октябре месяце показала, что из 26 детей :

Высокий уровень – 16 детей - 61%; средний – 4 детей - 17%; низкий уровень – 6 детей - 22%.

Диагностика, проведённая в мае месяце, свидетельствует :

Высокий уровень –22 ребёнка-85%; средний–4 ребёнка – 15%; низкий уровень – 0 детей – 0%.

С опытом работы по организации спортивного кружка «Школа мяча» выступала на городских педагогических чтениях, а также на муниципальных методических объединениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений Бугульминского муниципального района.

Таким образом, игры с мячом – не только интересное развлечение : в значительной мере они способствуют развитию координации движений, что очень важно при обучении письму, рисованию, конструированию. Их применение значительно облегчает детям начальный период обучения в школе. В играх совершенствуются и «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени». В состав скоростно-силовых упражнений я включаю упражнения и игры с различного рода метаниями, толканиями, бросаниями мячей построенные на скоростных передвижениях циклического характера и быстротой передачи мяча – это обеспечивает гармоническое формирование мышечной системы.

Публикации по теме:

Беседа с детьми «Страны мира» (подготовительная к школе группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 муниципального образования Усть-Лабинский.

Презентация экологического проекта «Покормите птиц». Цель : экологическое просвещение населения, привлечение внимания жителей к проблемам зимующих видов птиц с целью сохранения их численности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Школа мяча» (из опыта работы по развитию физических и творческих способностей детей)
Опубликовано: 24 сентября 2014 в 13:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД