Приложение МААМ

Консультация «Школьные трудности и как с ними справляться»

Татьяна Костюк
Консультация «Школьные трудности и как с ними справляться»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая готовность ребенка к школе

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

Публикация «Консультация „Школьные трудности и как с ними справляться“» размещена в разделах

• Правильное произношение всех звуков

• Умение различать звуки речи на слух

• Владение навыками звукового анализа и синтеза

• Словарный запас

• Сформированность грамматического строя речи

• Связную речь

• Речевую коммуникацию

• Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

Звукопроизношение и фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

• умение выделять звук на фоне слова;

• слышать и выделять первый и последний звук в слове;

• определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

• определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

• называть слова с заданным звуком;

• уметь составлять слова из звуков;

• дети должны знать и правильно употреблять термины "звук", "слог", "слово", "предложение".

Слоговая структура слова

Ребенку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов)

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры "Один-много", "Назови предмет ласково", "Назови детенышей", "Чей хвост и чьи уши", "Два и пять предметов".

Связная речь

К 7 годам ребёнок должен уметь

• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

• составлять рассказ по картинке

• составлять рассказ по серии картин

• отвечать на вопросы по тексту

При пересказе (рассказе) обращается внимание: на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,

• на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,

• на лексику (полнота и точность использования слов,

• на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения.

«Профилактика дисграфических и дислексических нарушений у детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей с понятием «дисграфия» и «дислексия» и с профилактической работой по преодолению этих нарушений.

Вопросы:

1. Что такое дисграфия и дислексия.

2. Виды ошибок на письме.

3. Упражнения, используемые для профилактики этих нарушений.

4. Практическая часть.

Оборудование: мультимедийная установка, столы, стулья, DVD-проигрыватель, телевизор, картинный материал для проведения игр: «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?». «Кто, где находится», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты», «Разложи картинки в два ряда». Различный материал, из которого можно конструировать буквы : фасоль, нити, проволока, пластилин, морские камушки, кедровые орехи, цветная бумага, ножницы, клей и т. д. Карточки с вариантами ошибок при записи слов. Тетради детей, в которых они работают на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

С началом школьного обучения к речи детей начинают предъявлять повышенные требования. И все дети, у которых отставание в речевом развитии (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи и фонематического слуха) как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения их чтению и письму. Некоторые из них с трудом овладевают этими сложными процессами, и допускают при чтении и письме множество специфических ошибок. Такое частичное расстройство процессов чтения и письма называется дислексией и дисграфией.

Поэтому наша с вами задача - профилактика нарушений письма и чтения у детей в дошкольном возрасте.

Эти специфические ошибки не связаны с орфографическими правилами, с интеллектуальным развитием ребёнка, носят стойкий характер, и причиной их возникновения является несформированность фонематического слуха и восприятия, лескико-грамматического строя речи, пространственной ориентации и ведущей руки ребёнка ещё в дошкольном периоде. Некоторые дети c трудом соотносят зрительный образ буквы с её названием (не запоминают буквы).

Мы кратко рассмотрим все специфические ошибки письма и необходимые меры для их предотвращения.

I. Ошибки на уровне записи отдельной буквы не связаны с состоянием устной речи, причина - несформированность пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

• не дописывают элемент буквы;

• добавляют лишний элемент;

• пишут букву зеркально.

Одновременно с перечислением вариантов ошибок детей при записи буквы, проводится их демонстрация на экране мультимедийной установки.

Предлагаем вашему вниманию некоторые виды работы по профилактике данных нарушений, используемые на занятиях, которые так же можно применять и в домашних условиях: (вниманию родителей предлагается просмотреть видеозапись занятий по подготовке к обучению грамоте, на котором видно, как дети вместе с педагогом прописывают буквы в воздухе с одновременным проговариванием их, конструируют буквы из различного материала, дописывают элементы букв, сравнивают часто смешиваемые буквы. Одновременно с просмотром все приёмы озвучиваются логопедом).

1. Прописывание букв в воздухе.

2. Конструирование букв (лепка, выкладывание палочками, нитью, проволокой, кедровыми орехами, крупой, выдавливание в пластилине точками.) (демонстрируются слайды с примерами изготовления детьми букв из различного материала).

3. Дописывание букв и зачеркивание буквы, написанной неправильно.

4. Сравнение смешиваемых букв (В-Р, (Т-Г, (В-3, (Х-К) и т. д.

5. Реконструирование букв из одной превратить в другую (Ы-Ь-Ъ-Б-В-3.)

6. Нахождение спрятавшихся букв (зашумленные буквы)

7. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

(Игры из серии «Запоминай-ка», «Чего не стало?», «Что изменилось?».

8. Закрепление умений ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

(Ориентировка на собственном теле, в окружающем пространстве и на листе бумаги. Игры «Кто, где находится», «Нарисуй предметы слева, справа», игры-лабиринты, графические диктанты.)

Практическая часть.

Родителям предлагается самим выполнить задание по реконструированию букв (с помощью нити или проволоки из буквы Б сделать В, а из В сделать З и т. д.). Затем предлагаем родителям карточки с различными вариантами «зашумлённых» букв, с просьбой назвать, какие буквы они увидели. Далее играем с родителями в игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Кто, где находится?», «Нарисуй предметы слева, справа», «Лабиринты».

II. Ошибки при записи слов.

1. Пропуск гласных букв (брат = брт)

2. Пропуск согласных букв (бат)

3. Пропуск слогов (соседи = седи)

4. Раздельное написание частей слова (но сочки)

5. Замены букв (Саса, лыба)

6. Перестановки слогов, звуков (скворушка = сворушка, творожок = тровожок)

Причиной таких ошибок является несформированность навыков звукового и звуко-слогового анализа слов.

Простые формы такого анализа (узнавание звука на фоне слова и вычленение первого и последнего звуков из слова) возникают спонтанно в процессе развития устной речи. Сложные же формы (определение количественного и последовательного звукового состава слова) формируются лишь в процессе специального обучения.

Первоначально работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическая схема слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. (Вниманию родителей предлагается видеозапись, на которой видно как дети работают со схемой слова и фишками).

На втором этапе действия звукового анализа выполняются в речевом плане: слово называется, определяется первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество. (Для образца родителям предлагается самостоятельно выполнить звукобуквенный и слоговой анализ слова «КОШКА»).

И самый сложный – это третий этап, когда действия звукового анализа выполняются в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слово и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

Звуковой (фонематический) анализ по представлению осуществляется при выполнении таких заданий, как: придумать слова с определенным количеством звуков; отобрать картинки, в названии которых присутствует одинаковое или определенное количество звуков, поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки, при этом слово предварительно не называется и т. д.

(Родителям предлагается разложить картинки, находящиеся у них на столах, в два ряда в зависимости от количества звуков в слове; придумать слова с заданным количеством звуков).

III. Ошибки при записи предложений.

1. Не соблюдают границы предложений (нет заглавной буквы, точки в конце предложения).

2. Слитно пишут слова с предлогами.

Причина: несформированность лексико-грамматического анализа предложений.

Для профилактики ошибок такого вида используют следующие приё мы:

• составление предложений по картинке и схем предложений с предлогами и без.

• определение количества слов в предложении (начинать с предложений из 2 слов).

• составление предложений из определённого количества слов (из 2-х, 3-х.).

(Родителям демонстрируется видеозапись, на которой представлена работа с детьми по определению количества слов в предложении и составление предложений из заданного количества слов).

Далее родители просматривают тетради своих детей, в которых они работают на занятиях по подготовке к обучению грамоте, задают свои вопросы, уже с учётом полученной информации. После совместного обсуждения всех возникших вопросов, родительское собрание заканчивается.

- Уважаемые родители, мы благодарим вас за участие в сегодняшней встрече, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи, а главное позволят избежать трудностей при освоении детьми письма и чтения в школе.

Успехов вам!

Родители получают памятки, в которых подобран материал по проведению звукового анализа и синтеза слов.

Памятка для родителей

«ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА»

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора - на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей : нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Ура, школьные каникулы!»Фотоотчет «Ура, школьные каникулы!» Весенние каникулы – Счастливая пора! Весенние каникулы УРА! УРА! УРА! Каждый год, не успевает снег растаять, ученики от младших классов.

Фотоотчет «Школьные каникулы с библиотекой»Фотоотчет «Школьные каникулы с библиотекой» "Маленькая жизнь каникул с библиотекой" В одной популярной песне поётся, что "Лето — это маленькая жизнь", а для детворы эти слова - девиз.

Капризы детей и как с ними справиться. Консультация для педагогов и родителей Многие педагоги часто сталкиваются в своей работе с капризами детей. Это стало своего рода «бичем» XXI века. Некоторые мамочки считают это.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.

Консультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться»Консультация для родителей «Вредные привычки детей и как с ними бороться» Наличие вредных привычек свидетельствует об уровне тревожности у ребёнка. Прежде всего, надо разобраться, что послужило для формирования.

Консультация для родителей «Зачем мальчикам машинки и как с ними играть» Практически у каждого маленького мужчины дома имеется собственный гараж со всевозможными автомобилями. Кроме того, транспорт должен где-то.

Консультация «О воспитании у детей желания и умения преодолевать трудности» .

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Занятие для родителей с элементами тренинга «Калейдоскоп родительской мудрости. Как помочь ребёнку преодолеть трудности» Цель: способствовать повышению грамотности родителей по вопросам воспитания и развития детей. Задачи: - способствовать расширению, углублению.

Занятие для старших дошкольников «Учимся справляться с гневом» Добрый день, дорогие коллеги! Спешу поделиться с вами занятием, полезным для регуляции психоэмоционального состояния детей. Цель: Познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Школьные трудности и как с ними справляться»
Опубликовано: 16 сентября 2022 в 00:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Школьные трудности и как с ними справляться»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Костюк (УИ 1760449) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД