Роза Гаспарян
Система работы ДОУ по военно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю систему работы в нашем дошкольном учреждении.
Любовь к родному краю,родной культуре, родной речи начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач. В нашем дошкольном учреждении сложилась система работы в этом направлении. Педагогический коллектив ставит перед собой такие задачи:
Публикация «Система работы ДОУ по военно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу.
2. Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.
3. Воспитание уважения к труду людей.
4. Развитие интереса к русским традициям и ремеслам.
5. Формирование элементарных знаний о правах человека.
6. Расширение представлений о России, столице государства, о своей малой родине.
7. Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном.
8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины.
9. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, традициям.
Эти задачи решаются комплексно во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту, через праздники, экскурсии, беседы, совместную деятельность, работу с родителями.
Для реализации поставленных задач свою работу мы разделили на следующие блоки:
«Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые».
«Культура и традиции».
«Я и Родина».
«Этих дней не смолкнет слава».
«Вижу чудное раздолье…»
«Педагогическое сопровождение семьи».
Блок «Семь Я», «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые» включает тесную взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать, провели занятия на темы «7Я», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т. д.
Блок «Культура и традиции». Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица».
Блок - «Я и Родина». Знакомим дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Блок - «Этих дней не смолкнет слава». Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов. Так же наши воспитанники посещают музей. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.
Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе.
Блок – «Педагогическое сопровождение семьи». В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В работе с родителями используем разнообразные формы: «Круглый стол», конкурсы, выставки, «Школа отцов», «Мастер-класс».
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Проанализировав всю проводимую работу в данном направлении, мы пришли к выводу, что для решения данной задачи надо искать новые формы и методы воздействия на современного дошкольника. Одной из таких форм стало проведение военно-спортивной игры «Зарница».