МААМ-картинки

Система работы по использованию метафор, сравнений и эпитетов в жанровой живописи и графике

Нина Мазур
Система работы по использованию метафор, сравнений и эпитетов в жанровой живописи и графике
▼ Скачать + Заказать документы

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведение живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему, но и открывая новые, ранее неведомые.

Публикация «Система работы по использованию метафор, сравнений и эпитетов в жанровой живописи и графике» размещена в разделах

Каждый вид искусства уникален, но главным объединяющим все виды искусства является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включая воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.

Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с сознанием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события.

Т. Г. Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развития речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

Предлагаемая методика развивает восприятие произведений изобразительного искусства, формирует представление о художественном образе произведения. На это основе развивается умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи. Дети могут рассказывать о картине, объяснять выбранный художником колорит, настроение автора и переданные чувства, соотносятся при этом картину с литературным произведением. Умение объяснять свое предпочтение жанра в изобразительном искусстве развивается параллельно с пониманием художественного образа, что способствует сознательному использованию разнообразных выразительных средств в связных высказываниях. Ознакомление детей с разными жанрами изобразительного искусства подводит к созданию разных типов текста: описание при рассматривании пейзажа и натюрморта, рассуждения и кон-таминированного (смешанного) текста при рассматривании картин всех жанров.

Успешное формирование образной речи достигается на основе развития всех сторон речи, выполнения специальных упражнений, знакомства с художественной литературой, когда происходит заимствование выразительных авторских средств, а художественный образ в произведениях изобразительного искусства соотносится с художественным образом литературного и музыкального произведений. Когда происходит осознанный выбор детьми образных средств, наблюдается становление их речевой и общей культуры.

Речевое обучение строится на основе методики, разработанной в лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН (ныне – Институт Дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. Достоинство методики заключается в комплексном решении разных речевых задач на одном занятии, а также в том, что главной задачей является формирование связной речи.

Обучение можно проводить как фронтально (одно-два занятия в месяц, так и индивидуально (по мере необходимости по 10-15 минут с одним ребенком или с группой детей).

На первом этапе (подготовительном) основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказывается на тему этих произведений, выделять в них главное. Выбранные репродукции картин соответствуют общепринятым принципам отбора. Дополнительно отбираются произведения разных видов искусства: фольклора, литературы, музыки. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительным средствам (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями, а также обучение умению строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.

На втором этапе происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения па подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картинке и его объяснение. Отбираются произведения живописи по жанрам. Детям предлагается выбрать одно из нескольких произведений живописи и аргументировать свой выбор. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям, составляются рассказы по собственным рисункам на тему знакомой картины, применяется прием «вхождения в картину» или «самопроекции», прием «словесного рисования» картины.

Заключением каждого этапа обучения может быть проведение выставки картин: осенний, зимний и осенний вернисаж.

На вернисажах могут быть представлены репродукции картин, находящихся в местных художественных или краеведческих музеях, или репродукции картин из собраний столичных музеев: Третьяковской галереи и Русского музея. Общепринятый принцип отбора репродукций картин отражен в конспектах занятий, приведенных в данной работе.

На вернисажах в качестве экскурсоводов по очереди выступают дети. Обязанности экскурсовода оговаривается: придумать название выбранной картины и последовательно рассказать о ее содержании, колорите, оценивать картину и высказать суждение о ней. Высказывания детей, выступающих в роли экскурсоводов, можно рассматривать как продукт речевого творчества, полученный в результате непосредственного восприятия картины без предварительного долгого рассматривания и разбора ее с помощью вопросов. Роль воспитателя на таких занятиях должна быть минимальной.

Может быть и другой вариант проведения вернисажа, когда воспитатель берет на себя роль экскурсовода, который отвечает на вопросы зрителей – детей, а затем предлагает отвечать на вопросы всем желающим. Умение задавать вопросы также является хорошим показателем развития связной и выразительной речи детей и достижением высокого уровня речевого развития.

Каждый вернисаж воспитатель может открывать чтением стихов или прозы о временах года и использовать для сопровождения отрывки из музыкальных произведений по своему выбору.

Помимо обучения в детском саду необходимо организовывать посещение художественных музеев, выставок, галерей и т. д., где дети могут общаться с подлинными произведениями искусства. Экскурсии целесообразно проводить на определенные темы: «Знакомство с музеем», «Правила поведения в музее», «Жанры живописи», «Выставочная экспозиция». Именно в таком комплексе решаются следующие задачи:

– научить детей при описании картины видеть художественный образ произведения;

– сформировывать умения высказываться на тему произведения живописи;

– развить умение создавать творческий рассказ на тему картины, структурно оформленный и выразительный.

В данном разделе представлены конспекты занятий по развитию образной речи дошкольников на основе ознакомления их с произведениями изобразительного искусства: пейзажа, натюрморта, портрета и жанровой живописи. Если в дошкольном образовательном учреждении нет репродукций произведений живописи, приведенных в конспектах, можно использовать другие, а беседу проводить аналогично той, что предлагается авторами.

Публикации по теме:

Проект по сказкам Проект по сказкам в старшей группе. Воспитатель: Ванина Ю. А. Вид проекта: групповой, познавательно-творческий. Продолжительность: 5 месяцев.

Развитие речи детей дошкольного возраста на основе знакомства с произведениями изобразительного искусства. Формирование эстетического отношения к окружающему миру является центральным связующим звеном в развитии художественного образа детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Система работы по использованию метафор, сравнений и эпитетов в жанровой живописи и графике
Опубликовано: 27 октября 2014 в 13:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы по использованию метафор, сравнений и эпитетов в жанровой живописи и графике» (включая файлы) размещена пользователем Нина Мазур (УИ 259523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД