Получи документы

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой

Светлана Ковалева
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой

Проблема сохранения интереса к книжной культуре, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Дошкольник старшего возраста, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Книга, дает возможность домыслить, она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, учит анализировать, закладывать в дошкольнике нравственные и культурные ценности.

Публикация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» размещена в разделах

В Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включена задача знакомства дошкольников с книжной культурой в образовательную область речевое развитие.

Главной целью, которой является формирование у детей интереса и любви к книге, воспитание будущих читателей через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

В результате анализа практики работы в ДОО, можно сделать вывод о том, что ребенок старшего дошкольного возраста демонстрирует недостатки в результатах:

• не развит интерес к художественной и познавательной литературе;

• не привит интерес к чтению больших произведений ;

• недостаточный уровень знаний детей о произведениях зарубежных писателей Ф. Лингрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел»; Р. Киплинга «Слоненок»;

• не может задавать вопросы по содержанию произведения «Никита Кожемяка», высказывать свои суждения о поступках героев, строить умозаключения;

К сожалению, родители в силу своей занятости не уделяют должного внимания чтению книг с детьми, составлению рассказов и сказок. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации и компьютеризации. Все чаще первое знакомство дошкольников старшего возраста с классической литературой происходит через интернет и телевидение. От нас педагогов зависит, как сложатся у дошкольника первые «отношения» с книгой. Чтобы воспитать читателя в ребенке, мы должны сами проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, уметь интересно беседовать с ребенком и помогать осмысливать произведение.

Мы не только воплощаем задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения, но и глубокого понимания содержания произведения. Перед нами стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к чувствам, поступкам и переживаниям героев.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности: бережно относиться к книгам, не рвет их, при необходимости подклеивает.

-ребёнок, способен сопереживать неудачам и радуется успехам героев русских народных сказок: «Хаврошечка», «Заяц-хваста», «Крылатый, мохнатый да масляный», рассказа «Лев и собачка» Л. Н Толстого.

-ребёнок обладает воображением, которое реализуется в сюжетно-ролевой игре «Космонавты», по сюжету произведения В. Бороздина «Звездолетчики»;

-ребёнок интересуется причинно-следственными связями, самостоятельно придумывает небольшие стихи, загадки;

- ребенок знаком с творчеством Б. Заходера, узнает героев в литературной викторине по произведениям поэта.

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с книжной культурой.

Существенное значение имеет определение задач формирования интереса и потребности в чтении:

- развивать интерес к художественной литературе;

- прививать интерес к чтению больших произведений;

- формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Основные методы ознакомления с художественной литературой:

1. Чтение по книге или наизусть.

2. Рассказывание.

3. Инсценирование.

4. Заучивание наизусть.

Для старшего дошкольного возраста типичным упражнением знакомства с книгой становится целостное описание иллюстраций. Оно строится от общего впечатления - к деталям, частностям – от них к новому обобщению. Следует рассмотреть обложку, затем следует знакомство с текстом и беседа по содержанию, творческая работа детей.

Ведущим видом деятельности при работе с книгой становится беседа, так как она способствует развитию интереса детей к художественному произведению, к процессу чтения, к творчеству отдельных авторов или отдельному жанру. Успех беседы зависит от точности формулировки вопросов и доступности их содержания детям. Вопрос должен стимулировать работу мысли, способствовать поиску ответа, активизировать детей. Можно и должно научить дошкольника старшего отвечать правильно на него. Ребенок должен привыкнуть к тому, чтобы выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Заучивание стихов способствует развитию эмоциональности и выразительности речи, памяти, интереса к чтению. Надо помнить, какие стихи надо выбирать для заучивания наизусть. Первым требованием при выборе стихов это отчетливость и ясность смысла и каждого слова в стихе. Содержание стихотворения должно быть интересно старшему дошкольнику по тематике, по мироощущению. Знакомство детей с биографией писателя играет воспитательную роль: это пример творческого служения искусству

Для того чтобы настроить ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием произведения, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя.

Книжный уголок - особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у нас в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей.

Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия.

С помощью родителей собрать нужное количество книг для библиотеки. Целенаправленная работа воспитателей и родителей уже в ближайшее время покажет результат работы : у детей возникнет интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Дети будут стремиться поделиться с окружающими своими впечатлениями о прочитанном, рассказывать о переживаниях, пересказать понравившийся сюжет. Постоянное общение с книгой активно разовьет и творческие способности детей.

Чтобы еще больше заинтересовать детей, необходимо посоветовать родителям совместное посещение детской библиотеки.

Публикации по теме:

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Проект «Наши любимые книжки». Данный проект разработан для воспитателей ДОУ. Вид проекта: •исследовательско-творческий; •детско-взрослый; •средней продолжительности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 16:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД