МААМ-картинки

Консультация «Сказочная безопасность: как учить детей правилам безопасности по народным сказкам»

Марина Кожевникова
Консультация «Сказочная безопасность: как учить детей правилам безопасности по народным сказкам»

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.

Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с детьми народные сказки, играя в них, мои дети легко усваивают, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, я учу детей и бдительности, и осторожности.

Публикация «Консультация „Сказочная безопасность: как учить детей правилам безопасности по народным сказкам“» размещена в разделах

Как же уберечь детей от опасности? Как помочь им разобраться в многообразии жизненных ситуаций и прийти к разумному решению. Я с детьми разбираю и обсуждаю на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения через сказки. Поскольку дети мыслят образами, то усвоить нужный материал им легче с помощью сказок.

Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам : - Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди"). - Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса"). - Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят"). - На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей"). - Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др.)

При чтении художественного произведения  рассказываю об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.

Использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений. Например: в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем.

Некоторые сказки в доступной и в увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасного поведения дома, на улице, у водоемов, в лесу, с незнакомцами, с безопасным общением с домашними животными. Например:

Мы с детьми разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ни при каких обстоятельствах он не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят». Мы не просто читаем эту сказку, мы ее проигрываем.

Дополняю свои объяснения примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»  С. Маршака, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова., К. Чуковский «Телефон», «Айболит», «Путаница», Е. Хоринский «Спичка-невеличка».

В сказках о природе, знакомлю детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняю, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Сказка «Живые грибы» Сутеева В. Г. и сказка Маршака С. Я. «Тихая сказка».

Объясняю детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

Знакомяс правилами поведения на улицах, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах нашего поселка, беседуем с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

С этой целью знакомлю детей со следующими произведениями:С. Михалков «Бездельник светофор ; П. Синявский «Жили-были автомобили», С. Волков «Про правила дорожного движения», В. Арбеков «Про умных зверюшек».

Обучение детей правилам безопасности по народным сказкам провожу таким образом:

- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определяю для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.

- Сказкирассказываю, можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный.

- Обращаю внимание на иллюстрации. У детей образная, яркаяпамять.

-Задаю вопросы. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.

- Побуждаю малыша задавать вопросы, главное - не отойти от темы.

- Реагирую эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в памяти.

- Повторяю. Не стараюсь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаю. Но время от времени возвращаемся к обсуждению.

- Закреплениепройденного провожу по-разному.

Обобщая сказанное, хочу отметить, что разрешение проблемы безопасности требует скоординированных действий педагогов и родителей. Вместе мы должны выработать привычку в соблюдении правил пожарной безопасности, сформировать опыт безопасного поведения в быту, на улице, в лесу, который позволит детям предвидеть опасность, по возможности избегать ее,при необходимости –действовать! Для родителей готовлю консультации, папки-передвижки, буклеты по соблюдению правил дорожного движения «Маленький пешеход и дорога», «Светофор мой друг», так же для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки, памятки по теме «Основы безопасности жизнедеятельности» : «ОБЖ мы соблюдаем, в беду не попадаем», «Как правильно вести себя в лесу», «Спички детям не игрушки».

И в конце хочется сказать такими словами :

Верти взрослые и дети, верти в сказки, волшебство

И тогда на всей планете, будет счастье и добро (Х. К. Андерсен)

И для этого сказка нам в помощь!

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет)Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет) Ребята поприветствовали гостей и друг друга - собрались в круг и улыбнулись друг другу. В гости к детям пришла Красная Шапочка. Она сообщила.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – забота взрослых!» Уважаемые родители! С каждым годом увеличивается автомобильный поток на улицах. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?»Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?» Конечно, универсального ответа и рецепта нет, очень многое зависит от душевного и духовного состояния воспитателя. В их числе – родители,.

Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?»Консультация «Важно ли учить детей держать равновесие?» Эта консультация может быть полезна для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей. Часто бросается в глаза, как ходят.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Конспект игрового занятия «Путешествие по русским народным сказкам» Путешествие по русским народным сказкам Возраст:6-7 лет. Форма проведения: образовательное событие. Вид детской деятельности: игровая.

Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки»Сценарий театрализованного представления по русским народным сказкам «В поисках сказки» Цель: обобщить знания детей старшего дошкольного возраста о русских народных сказках. Задачи. -Вызвать положительный эмоциональный отклик,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказочная безопасность: как учить детей правилам безопасности по народным сказкам»
Опубликовано: 30 апреля 2023 в 15:25
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД