Получи документы

Эссе «Слово о слове»

Корниенко Алла Николаевна
Эссе «Слово о слове»

Эссе. «Слово о слове …»

Познавая смысл былого, познаем смысл настоящего.

Корниенко Алла Николаевна

Текут дни- вихри истории. Идет время. Меняется мир, мы сами, наши представления о прошлом. Нам приходится многое переоценивать и переосмысливать, но главное - не вычеркнуть из памяти то, что было с нами. Ведь оценить день сегодняшний можно лишь тогда, когда мы будем хорошо знать наше прошлое.

Публикация «Эссе „Слово о слове“» размещена в разделах

Древняя Русь - колыбель русского народа. Сокровенные памятники письменности позволяют прикоснуться к живому слову о осмыслить ныне живущим сочность, самобытность древнего языка. Так как же, все-таки, называется язык – предшественник древнерусского, т. е. язык, на котором говорили на территории Древней Руси до VII в? А называется он праславянский. Если древнерусский язык – предок современных восточнославянских, то праславянский – предок всех славянских языков, включая восточнославянские, западнославянские и южнославянские.

Славянские языки.

Письменных источников праславянского языка, как считается, не сохранилось, но современные ученые пытаются его реконструировать, путем сравнения славянских языков между собой.

До праславянского языка на территории Руси говорили на языке протоиндоевропейском, предке индоевропейской языковой семьи. Кроме славянских, эта языковая семья включает в себя германские, балтийские, романские, кельтские, индийские, иранские, а также албанский, армянский и греческий языки. Именно территория, на которой впоследствии образовалось Русское государство, считается родиной протоиндоевропейской общности…А,возможно, прав был и Нестор, отделявший в своей летописи «словене и русь». Недаром по его сведениям финны называли Ладожское озеро «Русским морем». Потому что там извечно жили русы.

Известно, что ни поляне, ни кривичи, вятичи, древляне, радимичи себя «русью» не называли. «Русь» это уже что-то «северное», говорившее на словенском наречии, но пришедшее с Севера, из-за Русского моря.

И вот встают картины-видения прошлого русской земли. По словам Д. С. Лихачева «русской землей» в былые времена называли не только русскую страну, но и русский народ, и русское войско. Может показаться удивительным, как с трудом, но все же можно прочесть,пробуя самостоятельно перевести литературный текст Древней Руси. Перелистываю страницы «Слова о полку Игореве»,заранее смотрю толкование слов «слово» и «полк». Словами мог быть любой жанр, в нашем случае безымянный автор называет ее повестью, а слово «полк» в древнерусской письменности и языке означало: войско, поход, сражение, войну. Все эти понятия считываются в письменном памятнике. «…братие, начяти старыми словесы трудныхъ повъстий о пълку Игоревъ»,- читаем оживший древний язык русичей. Получив новое знание, мне захотелось заговорить языком древлян, но сохранить в самобытности мой родной современный русский язык. Вот как бы я рассказала о силе любви к Русской земле, о поражении русских князей в походе против половцев и о необходимости единения русских княжеств.

Дикая, буйной травой поросшая степь. Отлогие спуски к далеким рекам.

Со всех сторон степняки на конях путь свой держат к землям русским.

Весна 1185 года. Знамение грозное - солнце лик свой сокрыло. Дикое поле.

Осадные катапульты, огромные самострелы, тетиву которых натягивают полчища половцев. А идут они тьмой, ужас сея и проклятия! Но не остановит русский дух грозное предзнаменование! «Тайны божия никто же

не весть, а знамение бог,- или на добро, или на наше зло, -а то же нам видети». Идет спешно небольшое войско новгород-северского князя Игоря Святославича навстречу врагу. «О Русская земле, уже за шеломянем еси!»

Долго зори догорают. А войско Игоря честью, долгом и мужеством движимы.

Ищут себе славы, а земле свободы.

Древняя Русь! Крамола князей бесконечна. Единись силою, мечом и стрелами, народ русский! Здесь на земле нашей встретил бой Игорь-князь.

Да в руку ранен был, да полонен, схвачен и связан был, да покаялся. А воины его славные костьми посеяны, русские сыны. Возвернется князь Игорь из плена. Долгий путь лежит через степь половецкую, Дон,Черное море, Азовское,Волгу, Рось, Сулу, Донец! «Немало тебе, Донец, величия, когда ты лелеешь Игоря на волнах своих, стелешь…траву мягкую на берегах сребряных, одеваешь…теплыми иглами под сению древа…» Обширные пространства Руси… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. Тяжелая, широкая печаль течет по Руси. Понижен стяг, уснуло соловьиное пение, трепещут синие молнии.

Дикое поле…Ширь полынная, ширь ковыльная. Насыпью возвышается Караул-гора! Караул округ окружения рек, горных гряд и холмов стоит. Хранит память веков, когда хмурится,а когда ухмыляется. А забыть предание не велит, народ соберет, да потешится. Звоном мечей колыхнет душу русскую, позовет с дальних сторон воинов, да сойдутся тут дружины славы в бою искать, а моей Калитве Величия!

.

Литература:

1. «Слово о полку Игореве».

2. «Золотое слово русской литературы» Д. С. Лихачев М. «Художественная литература».1987г.

3. «История государства Российского» Н. М. Карамзин М. ЭКСМО 2002г.

4. «Древняя Русь и Великая Степь» Л. Н. Гумилев АСТ. АСТРЕЛЬ. 2004г

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по произведению Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»Детский мастер-класс по произведению Аркадия Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» В 2019 году, 22 января, исполняется 115 лет со дня рождения замечательного писателя Аркадия Гайдара, написавшего много детских книг, в том.

Дидактическая игра «Найди место звука в слове»Дидактическая игра «Найди место звука в слове» Задачи: -Развивать фонематический слух. -Учить определять место звучания звука в слове (в начале, в середине, в конце). -Активизировать.

Дидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Найди звук в слове» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры-одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Характерные особенности дидактических игр заключаются.

Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки» Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки". Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звуки в слове можно выделить» Дидактические упражнения по развитию речи: "Звуки в слове можно выделить". Цель предлагаемых игровых упражнении - научить детей слышать.

Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове»Игра по развитию речи с элементами двигательной активности «Найди место звука в слове» Ни для кого не секрет, что обучение грамоте в дошкольном возрасте одно из самых трудных направлений в работе. У детей из-за активной умственной.

Комиссия! Как много в этом слове…Комиссия! Как много в этом слове… Пожалуй самое горячее время для воспитателей дошкольных учреждений-это приемка к новому учебному году. Колоссальный груз ответственности.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Развивающее пособие «Определи место звука в слове»Развивающее пособие «Определи место звука в слове» Данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста при обучении грамоте. Для того, чтобы обучение проходило успешно,.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в словеТехнологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Слово о слове»
Опубликовано: 3 ноября 2020 в 12:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД