Людмила Кузьменко
«Социальные партнеры-детский сад и семья». Отчёт работы творческой группы в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…»
(Из Концепции дошкольного воспитания)
Публикация «„Социальные партнеры-детский сад и семья“, Отчёт работы творческой группы в ДОУ» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. Закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В современных условиях семья переживает громадные экономические и духовные трудности; отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов необходимых для воспитания ребенка. С этой целью в ДОУ была создана творческая группа «Социальные партнёры – детский сад и семья» - педагогика сотрудничества
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В идеале усилия педагогических коллективов дошкольных учреждений должны быть направлены на:
• улучшение семейного микроклимата;
• формирование положительных взаимоотношений в семье;
• повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
• формирование и развитие совместными усилиями социально адаптированной личности ребенка к будущей школьной жизни.
Проблема: «Поиск эффективных путей взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства»
Цель работы с родителями : создание единого образовательного пространства «детский сад - семья», обеспечивающего целостное развитие личности дошкольника, через организацию взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников на основе социального партнерства
Задачи:
1. Создание документационного обеспечения взаимодействия ДОУ и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня ДОУ.
2. Изучение потребностей родителей в дополнительных услугах Доу,
выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения
3. Повышение компетентности педагогов ДОУ и родителей по вопросу
воспитанная дошкольников на основе социального партнерства.
4. Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом детского сада в процессе повседневного
общения и совместных мероприятий.
5. Внедрение эффективных технологий сотрудничества ДОУ с семьями в практику социального партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственых отношений.
Членами творческой группы на группах старшего дошкольного возраста было проведено анкетирование родителей (лиц их заменяющих) на предмет оценки взаимодействия педагогов детского сада и родителей показало, что:
• Большинство опрошенных родителей считают, что педагоги могут помочь советом, а действовать должны они сами;
• Незначительная часть опрошенных родителей ответственность за воспитание детей в равной степени возлагают на себя и педагогов ДОУ;
• И лишь небольшая часть родителей заботу о воспитании ребенка возлагают на педагогов.
При этом большинство родителей не спешат обращаться к педагогам ДОУ за помощью, поскольку:
не придают особого значения трудностям воспитания и образования ребенка;
считают это неудобным, так как, по их мнению, подобные консультации не входят в обязанности педагогов;
полагают, что с имеющимися проблемами справятся сами.
Полученные результаты анкетирования выявили необходимость пересмотра привычных форм работы с родителями в детском саду. Мы пришли к выводу, что осуществлять взаимодействие с родителями, нужно не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и путем активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов ДОУ– заинтересовать и привлечь родителей к сотрудничеству с коллективом педагогов ДОУ, через использование как традиционных, так и новых форм взаимодействия.
необходимо соблюдать как общепедагогические, так и специфические условия:
взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями;
одновременное влияние на родителей и детей;
обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
использование различной дидактической литературы и наглядную информацию.
По нашему мнению такая работа поможет найти нужный контакт с представителями ребенка, обеспечат индивидуальный подход к каждой семье и создадут условия для развития современной, креативной личности.
Творческой группой был разработан план работы.
• Воспитатель группы № 8 приготовила консультацию «Детский сад будущего: открытые возможности».
• В рамках знакомства с ФГОС дошкольного образования учителем-логопедом группы № 8 на педагогическом совете представлена презентация «Педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с родителями»
• В январе 2014 года проведен педагогический совет «Совершенствование форм физического и психического здоровья детей через взаимодействие с семьей»
• Воспитатель группы №6 познакомила педагогов с презентацией «Умение управлять своим психическим состоянием»
• Членами творческой группы был подготовлен и проведен семинар – практикум «Умение педагога управлять своим психическим состоянием в общении с родителями дошкольников»
• В рамках проведения творческой недели «Олимпийский резерв» в ДОУ, с целью повышения социальной и личностной мотивации детей, родителей (лиц их заменяющих, педагогов на сохранение и укрепление физического и психического здоровья были проведены следующие мероприятия:
В группе № 9 в форме проектной деятельности совместно с учителем-логопедом группы, воспитателем, родителями группы и детьми были подготовлены проекты «Мы - будущие олимпийцы». На родительском собрании родители и дети представили свои проекты, рассказали в какой форме они были выполнены, какую работу выполняли дети и их родители, с какими трудностями столкнулись при работе над проектом, какой положительный опыт был получен.
• Учитель-логопед группы №9 подготовила фотоклип по теме «Детский сад глазами детей» и видеоролик «Детский сад будущего», в котором родителе группы № 9 и воспитатель группы раннего возраста рассказали о том каким они представляют детский сад будущего.
• Воспитателем общеобразовательной группы № 6 совместно с родителями был подготовлен макет «Детский сад будущего»
На итоговое заседание творческой группы был рассмотрен вопрос о использовании в дальнейшей работе с родителями ИКТ технологий.
На сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса
Они предполагают использование в работе с родителями :
• Видеоролики
• Тематические презентации
• Проектная деятельность
• Дистанционное просвещении родителей (на сайте МБДОУ и в интернет сообществе)
ИКТ –технологии в современном мире выступают как наиболее эффективное средство для повышения компетентности родителей в вопросах развития детей.
Вывод
На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Позиция родителей по отношению к детскому саду стала более гибкой. Конечно, на этом работа по налаживанию понимания между родителями и педагогами детского сада не закончена. Коллектив ДОУ старается делать все, чтобы наш детский сад для детей был домом радости, и мы стараемся идти в ногу со временем.