Юлия Пашина
«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы).
▼ Скачать + Заказать документы
«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников»
Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.
Публикация «„Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников“ (из опыта работы),» размещена в разделах
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, любви к «малой» Родине – к краю в котором они живут.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является, на наш взгляд, одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.
Помимо знакомства детей с русским народным бытом и обрядами, мы прививаем нашим ребятишкам любовь к родному краю через рассматривание открыток, иллюстраций, посещение городского краеведческого музея, чтение стихов, сказок, театрализованную деятельность.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя не только патриотическое воспитание и любовь к национальной культуре, но и уважение к народностям, населяющих наш округ. В нашей группе была организована мини-выставка «Югра - это ты и я!», посвященная юбилею Ханты-Мансийского автономного округа. В данном уголке мы поместили фотографии и иллюстрации об искусстве, труде и быте народов ханты и манси, собрали каталог орнаментов, используемых в национальных костюмах жителей Крайнего Севера.
Также на познавательных занятиях дети получают знания о народных традициях хантов и манси, об особенностях нашего климата и основных природных богатств той территории, где они проживают. Полученные знания на занятиях и в беседах мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх и разнообразных видах деятельности.
Особое внимание мы уделяем народным обычаям, в частности обычаям гостеприимства и уважения к старшим. Дошкольники узнают о том, что дети хантов и манси постоянно находились рядом с родителями, помогали им в работе : учились выделывать шкуры, изготовлять жилы для меховой одежды, кроить и шить одежду и обувь, украшать орнаментом, готовить пищу, поддерживать очаг. Так они накапливали жизненный опыт. И, став взрослыми, дети хантов и манси заботятся о старших, помогают им. Мы в своем детском саду рассказываем об этом своим воспитанникам, знакомим с искусством народов ханты и манси, знакомим с особенностями национального костюма, обращаем внимание на элементы орнамента.
Выходя с детьми на прогулку, мы обращаем внимание на красоту нашей природы, учим детей видеть и понимать ее, ведь это начало патриотического чувства, чувства любви к родному округу. Наша задача – дать больше знаний о растительном и животном мире Ханты-Мансийского края. При ознакомлении детей с природой мы стремимся дать им образец гуманного отношения ко всему живому, нацеливаем детей на эмоциональную оценку окружающей природы, чтобы их высказывания становились содержательными и выразительными. Используем также и народные приметы, отражающие острую наблюдательность хантов и манси, например: «В глубоком снегу никогда не замерзнешь», «Собака траву ест - дождь будет», «Мошки в тесную одежду набираются больше» и др. Народные приметы помогают детям познать природу, развивают у них наблюдательность, внимание к окружающим предметам и явлениям.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, его природе, нельзя не рассказать о богатствах севера, его животном мире
. Решая данные задачи, мы в своей работе используем картины, фотографии, иллюстрации. Дети знают, что в тайге водятся олени, волки, песцы, куницы, зайцы, глухари, куропатки. Самым распространенным обитателем тайги является северный олень.
Играем с детьми в игры народов севера, связанные с обитателями тайги. В играх народов Севера много шуток, юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, жеребьевками.
Знакомим с национальными сказками, потешками, поговорками, которые очень нравятся нашим ребятам. Воспитывая сознательность, вежливость, доброту, внимание, используя при этом пословицы, поговорки и стихи, мы зарождаем в глубине ребенка маленькое зернышко, которое со временем вырастет в привычку, в культуру поведения, как в быту, так и в природе.
Знакомя детей с народно-прикладным искусством народов Севера, мы обращаем внимание детей на предметы, сделанные из кости, бисера, меха, бересты, сукна, на картины изображающие красоту, необычность Северной природы, на портреты и сюжеты, связанные с жизнью и бытом коренного населения.
Чтобы у детей было полное представление о родном крае мы ходим на экскурсии в городской музей.
Знакомясь с культурой народов Севера, все больше понимаешь, на сколько интересен фольклор и быт этих людей.
У народов севера, как и у любого другого народа, существуют свои традиции, обряды, празднества и большинство из них связано с музыкой, что требует от участников не только охотничьих, или каких-нибудь других, но и исполнительских качеств.