Татьяна Подлесная
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством игрового стретчинга
▼ Скачать + Заказать документы
В народе говорят: «Если вы не заботитесь о своём здоровье, то оно потревожит вас». Педагогов и родителей сегодня волнует вопрос, как помочь детям быть здоровыми, сильными, выносливыми? К сожалению, уровень детской заболеваемости в нашей стране растёт. Данные свидетельствуют, что уже в течение дошкольного возраста увеличиваются отклонения в состоянии здоровья детей, растёт количество хронических заболеваний, ухудшаются показатели физиологического и психического развития детей. ФГОС дошкольного образования ставит одну из важных задач по формированию ценностного отношения детей к своему здоровью. Внедрение этой задачи предусматривает, введение в практику современного дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий, которые взаимосвязаны со всеми факторами педагогической деятельности и направлены на сохранение и укрепление здоровья на этапах развития и воспитания.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников посредством игрового стретчинга» размещена в разделах
Для решения этой задачи была поставлена цель внедрение в образовательно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, которые позволяли бы обеспечить физическое, социально эмоциональное, интеллектуальное благополучия детей. На занятиях по физической культуре практикуются различные здоровьесберегающие технологии, такие как: игровой стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, корригирующая гимнастика, самомассаж, точечный самомассаж.
По результатам мониторинга на начало учебного года, выяснилось, что у большинства воспитанников средних, старших и подготовительных групп преобладает средний и ниже среднего уровень развития физических качеств, а именно гибкости. Исходя из этого, в качестве здоровьесберегающей технологии нами используется игровой стретчинг.
Игровой стретчинг- это естественные растяжки, которые направлены на укрепление позвоночника и профилактику плоскостопия. Методика позволяет предотвратить нарушения осанки и исправить её, оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу все го организма, включая психику; направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц.
С помощью игрового стретчинга можно решить следующие задачи:
1. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.
2. Развитие психических качеств (воображение, умственная способность, память, внимание).
3. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.
4. Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистую и нервную систему организма.
5. Воспитание умений эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.
6. Создание условий для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.
7. Совершенствование физических способностей (развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах, скоростных, силовых и координационных способностей).
Вместе с общим оздоровительным эффектом, умением управлять своим телом, запас двигательных навыков, позволяет детям чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми, избавляет их от различных комплексов, создаёт чувство внутренней свободы. На начальном этапе составляются сказки, истории или берутся за основу уже готовые произведения.
Обучение упражнениями игрового стретчинга происходит в форме игры. Упражнения охватывают все группы мышц и носят близкие и понятные детям названия животных, героев и выполняются по ходу сказки или истории. На занятии предлагается новая сказка, в которой дети превращаются в ее персонажей и выполняют упражнения под музыкальные произведения (классическая и народная музыка). Именно образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, двигательную память, творческое мышление, быстроту реакции, ориентировку в пространстве и движении, внимание и т. д. Сочетание динамических и статических упражнений является лучшим средством развития физических качеств: силы, ловкости, выносливости, гибкости. Упражнения выполняются без резких движений и воздействия со стороны. Растягивание происходит в медленном, а значит, безопасном ритме, что наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Воспитанники приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им быть сильными, красивыми, уверенными в себе.
На занятиях важно придерживаться основных принципов: наглядности (показ и подробное объяснение физических упражнений, доступности, систематичности, закрепления навыков (многократное и самостоятельное выполнение упражнений, индивидуально-дифференцированный подход, сознательность.
Воспитанники должны понимать, в чём польза и потребность выполнения упражнений.
В структуру занятия по игровому стретчингу входят : вводная, основная и заключительная части.
Вводная часть – предполагает выполнение музыкальной разминки для подготовки организма к более сложным упражнениям в основной части.
В основной части рассказывается детям сказка, по ходу которой дети выполняют упражнения стретчинга. Все упражнения связаны с сюжетом сказки, вносятся понятные для детей названия животных, птиц, насекомых и охватывают все группы мышц. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку (ходьба марш; бабочка-вальс) и с использованием мультимедийного оборудования. Подбираются подвижная игра или танец в соответствии с темой занятия. В основную часть занятия должны входить основные виды движений (лазанье, прыжки, метание и т. д.)
В заключительной части происходит восстановление организма после физических нагрузок: дыхательная гимнастика и релаксация.
Продолжительность занятий может составлять от 25-35 минут, исходя из возраста и физической подготовленности воспитанника. Упражнения игрового стретчинга можно использовать на: утренней гимнастике, на физкультурных досугах и праздниках.
Таким образом, занимаясь по методике игрового стретчинга, дети показывают стабильно высокие результаты, гораздо меньше болеют, стали более гибкими, у них появилась красивая осанка и ровная спина. Ребята стали более активными, уверенными в себе.
Литература:
1. Ильина, Г. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина Формирование ценностно-мотивационного отношения студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников : монография Г. В. Ильина и др. Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. С. 88-108.
2. Сулим Е. В. Занятия по физической культуре в детском саду: Игровой стретчинг. - М. : ТЦ Сфера,2010.-112с. - (Здоровый малыш).