Папки-передвижки

«Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов

Ольга Чурилова
«Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

«Сохранение психологического здоровья обучающихся:

профилактика школьного стресса».

Сообщение для педагогов

Одним из важнейших условий создания здоровьесберегающей среды в лицее является обеспечение психологического комфорта в процессе обучения, что реализуется через содействие успешной социально-психологической адаптации обучающихся и сохранение их психологического здоровья. В рамках этого направления очень важно вести работу по профилактике и преодолению школьного стресса обучающихся как варианта нарушения психологического здоровья.

Публикация «„Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса“, Сообщение для педагогов» размещена в разделах

Виды стресса.

Следует различать виды стресса:

• кратковременные и долгосрочные (со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.);

• физиологические и психологические (информационные, эмоциональные и коммуникативные).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов. Например, когда ребенок долго или часто испытывает чувство голода, холода, жажды, физические перегрузки.

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением, например, когда школьника обманули, обидели, угрожали физически или морально, если он испытывает сильные информационные перегрузки.

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда ребенок, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности школьника, его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (семейные проблемы, ссоры и т. п.).

Коммуникативный стресс возможен при неспособности ребенка общаться с одноклассниками или учителями, при неумении налаживать межличностные отношения.

Симптомы стресса.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т. д.

Причины стресса.

• Начало школьного обучения. Трудности адаптации ребенка во многом зависят от того, на сколько домашняя обстановка отличается от школьной, на сколько ребенок достиг функциональной готовности к учебе, как быстро он усваивает материал.

• Учебные перегрузки. Причиной перегрузок во многом является острая нехватка времени, которая связана во многом с неэффективными методами учебной работы школьников, когда успешность обучения связывается не с качественными, а с количественными показателями усвоения знаний.

• Страх перед экзаменом, например, боязнь не сдать ЕГЭ.

• Задержка развития, нарушения перцепторно - двигательных функций, воспитание ребенка в неблагоприятной социально-культурной среде.

• Фактор соревновательности, следствием которого является ориентация учащихся на высокие показатели. Отстающих как правило, осуждают. У таких детей легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, формируется заниженная самооценка: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

• Отсутствие дружеских отношений, неприятие детским коллективом, проявляющееся в оскорблениях, издевательствах, угрозам, - все это приводит к возникновению личностных конфликтов, доходящих до прямых столкновений между отдельными детьми или их группами с различными негативными последствиями.

• Смена школьного коллектива. Включение в школьный коллектив может стать для ребенка непосильной задачей. Очень часто трудной проблемой для ученика становится негативное отношение учителя или несдержанное, грубое поведение невротичного воспитателя, пытающегося справиться с детским коллективом с позиции силы.

• Педагоги. Авторитарный учитель, считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, как и педагоги с синдромом эмоционального выгорания представляют серьезную опасность для психологического здоровья школьников.

• Семья. Неблагоприятные семейные факторы такие как: воспитание ребенка одним родителем, воспитание ребенка приемными родителями, воспитывающий родитель чувствует себя несчастным, вследствие чего не способен создать ребенку необходимые условия для формирования позитивных чувств и отношения к жизни.

Какие же условия необходимо создать для комфортной образовательной среды?

1. Адресная помощь ребенку в решении актуальных задач обучения и развития (собственно учебные затруднения, личностные и межличностные проблемы)

2. Активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития ребенка в процессе обучения.

3. Эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стресса.

4. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей и самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стресса.

Экспресс – помощь при стрессе: рекомендации педагогам.

Правильное дыхание

Для релаксации наиболее приемлемым является полное дыхание.

1. Сядьте на стул. Медленно через нос начинайте вдох.

2. Пусть сначала воздухом наполнится нижняя часть легких. Он находится в районе диафрагмы. Внешне это выглядит как небольшое вздутие живота.

3. Потом воздухом наполняется средняя грудная часть. В этот момент грудная клетка расправляется, раздвигаются плечи.

4. Последняя фаза вдоха — наполнение воздухом верхней части легких. Можно почувствовать, как слегка приподнимаются плечи.

5. Теперь на некоторое время необходимо задержать дыхание. Это всего лишь 2–4 секунды.

6. Выдох производится в обратной последовательности: плечи, грудь, живот. Выдыхать необходимо примерно в полтора раза дольше, чем вдыхать.

7. Опять необходимо задержать дыхание. Пауза после выдоха должна быть в полтора раза длиннее паузы после вдоха.

Получается «волна»: сначала снизу вверх, потом сверху вниз. Дышать необходимо естественно, не затягивая и не увеличивая искусственно продолжительность фаз дыхания. Дыхание должно быть ритмичным, сочетаться с позой. За основу можно взять ритм биения сердца или просто считать про себя секунды. Дышать надо носом, а не ртом.

Птица, расправляющая крылья

Представьте, что вы птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так крепко, насколько можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, плавно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление. Повторите упражнение.

Выжимание «лимонов»

Сядьте, так как Вам удобно, комфортно. Закройте глаза. Сделайте вдох и задержите его, по крайней мере, на 6 секунд. А теперь в три приема выдохните. Представьте, что у Вас в ведущей руке лимон, а в нем дырка. Начинайте выжимать из лимона сок. Представьте, как он льется. Нажмите еще сильнее. Выжимайте лимон, пока в нем не останется ни одной капли сока. Вы испытываете напряжение. А теперь пусть пальцы разожмутся, освободятся. Лимон выпал. Вы испытываете легкость в ладонях, пальцах. Затем повторите то же самое с другой рукой и другим лимоном.

Глупый пингвин

Во время стресса идет «разбалансировка» работы полушарий мозга. Чтобы восстановить гармонию, походи, переваливаясь с ноги на ногу – как пингвины. Можно также подвигать глазами, смотря резко то вправо, то влево.

Ничего не вижу

Потрите ладони друг о дружку и положите теплые руки на лицо – это позволит почувствовать себя в безопасности и успокоиться. Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя 1. Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкомоторной сферы. 2. Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие диафрагмального.

Создание психологического уголка в группе Презентация адресована педагогам детских садов. Цель: сохранение психологического здоровья каждого ребенка, обеспечение индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 12:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Сохранение психологического здоровья обучающихся: профилактика школьного стресса». Сообщение для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чурилова (УИ 272286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД