Ирина Гранцова
Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие о здоровой личности ребенка дошкольного возраста.
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетным направлением в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и разносторонне развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам окружающей среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован.
Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему условиями жизни и воспитания в коллективе сверстников.
Публикация «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья детей, происходит интенсивный рост, развитие и созревание всех жизненно важных важных физиологических систем и структур организма; происходит формирование движений; осанки, приобретаются базовые физические качества; формируются необходимые привычки и представления; вырабатываются черты характера, без которого невозможен здоровый образ жизни личности.
Совершенствование системы охраны здоровья, формирование культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стало одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Ориентация на ребенка, его физическое и психическое здоровье, личностные качества стали ведущими направлениями работы нашего учреждения. Но эта работа может успешно осуществляться лишь в том случае, если детские учреждения будут работать в тесном контакте с семьей.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, крепкий сон, надо строго придерживаться режима дня. Он является важнейшим условием правильного воспитания. Четкий ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма, ребенок, живущий по режиму, хорошо спит, с аппетитом кушает, спокоен, деятелен, активен.
Для здоровья ребенка немаловажное значение имеет наличие гигиенических навыков. С гигиеническим воспитанием ребенка в первую очередь связана охрана его здоровья. Для того чтобы гигиенические навыки закрепились и стали привычкой у детей, необходимо, чтобы и в семье и в саду к ребенку были единые требования. Навык переходит в привычку только при систематическом его повторении.
Отношение ребенка к своему здоровью на разных возрастных этапах.
Отношение ребенка к своему является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Вначале это отношение проявляется в форме страха, который появляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые проделывает с ним взрослый. Всем известно, что маленькие дети весьма осторожно и даже негативно относятся к людям в белых халатах. По мере накопления опыта болезней и связанного с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется любопытством.
Разумеется, это приближенная характеристика отношения детей к здоровью. И конечно же отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его родителей. Они беспокоятся – беспокоится ребенок. Родители небрежны в отношении к своему здоровью, столь же небрежен будет и их ребенок.
Но мы рассматриваем ситуацию отношения к здоровью вне болезни ребенка. Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия. Поскольку это понятие очень сложное и многоаспектное, то в младшем дошкольном возрасте дети не в состоянии им овладеть. Дети в этом возрасте понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью не могут. Вследствии этого никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируются представления о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, что как болели, и у большинства отчетливо проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Что значит чувствовать себя здоровым и быть здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым – не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть 78% опрошенных отвечают: нужно не простужаться, не есть мороженного, не мочить ноги и т. п. Из этих ответов следует, что дети в этом возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также и от своих собственных действий.
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Но наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший, не больной. Дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий (нельзя есть грязные фрукты, нельзя брать еду грязными руками, так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и его определении на первое место ставят физическую подготовку.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на укрепление их здоровья, совершенствование физических и психических функций развивающегося организма, его закаливание, развитие двигательных умений, повышение физической и умственной работоспособности, необходимой для обучения в школе.
Удовлетворение потребностей дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга и увеличении работоспособности.
Программа физической реабилитации детей с нарушением осанки
В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью. Накоплен опыт и разработаны отдельные комплексы лечебной гимнастики для дошкольников, которые проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах. Однако научно-методических разработок по физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата применительно к условиям дошкольного учреждения практически нет. Определенные итоги по разработке комплексной программы физической реабилитации детей 3-7 лет представлены в книге О. В. Козыревой «Лечебная физкультура для дошкольников».
Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки?
Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее
нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
В Толковом словаре В. И. Даля записано: «Под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту». Развивая это определение, необходимо дополнить и «основу здоровья». В практической работе осанка характеризуется как непринужденное положение человека в покое и при движении. Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития, физиологических изгибов позвоночника.
Существуют различные мнения специалистов о сроках и порядке возникновения физиологических изгибов позвоночника.
Новорожденный ребенок имеет только крестцово-копчиковый кифоз, остальные физиологические изгибы отсутствуют и начинают формироваться позже.
Приблизительно к 3 месяца жизни у ребенка формируется шейный лордоз под влиянием развивающихся шейных мышц и спины во время приподнимания головы лежа на спине и сохраняя данное положение в течение определенного времени.
К 6 месяцам начинается формирование грудного кифоза. У ребенка развивается умение переходить из положения лежа в положение сидя и самостоятельно сохранять данное положение.
К 9 – 12 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.
К 3 годам у ребенка имеются все изгибы позвоночника, характерные для взрослого человека, но они менее выражены.
Осанка зависит от состояния нервно-мышечного аппарата и психики человека, от степени развития мышечного корсета, от функциональных возможностей мышц к длительному статическому напряжению, от эластических свойств межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно- тканных образований суставов и полусуставов позвоночника, таза и нижних конечностей.
Нарушение осанки начинается с небольших изменений в верхних или нижних отделах туловища. Различаются три степени этих нарушений:
I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются целенаправленной концентрацией внимания ребенка;
II степень – характеризуется увеличенным количеством симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузке позвоночника в
горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины руками взрослого);
Ш степень – характеризуется сочетанием нарушения осанки с начальными признаками сколиотической болезни.
Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I и II степени нарушения осанки, для школьников – II и III степени.
Профилактика нарушения осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т. д.
Основой лечения нарушения осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушения опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста.
Значение лечебно – профилактического оборудования для
оздоровления и развития детей.
В настоящее время широкое распространение в Москве получила практика организации оздоровительных комплексов (ОК) на базе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего типа.
Чаще всего ОК оснащены лечебно-профилактическим оборудованием: сауной, гидромассажным бассейном Джакузи, или гидромассажной ванной, гипоксикатором – «горный воздух». Кроме того в него могут входить солярий, галокамера или «соляная пещера», аэрофитогенератор, аэроионизатор Чижевского, фитобар и др.
Особый интерес обусловлен широким спектром медико-технических средств оздоровления детей, в первую очередь, спектром их лечебно-профилактического общеукрепляющего воздействия на организм человека. Эффект достигается с помощью моделирования целебных природных факторов окружающей среды: чистой водой, ультрафиолетовых лучей солнечного света, высокогорного воздуха, соляных пещер. Фитозоны и т. д.
Естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды, необходимые для жизнеобеспечения организма. С помощью медико-технической аппаратуры путем целенаправленного изменения «средовых» факторов можно создать благоприятные условия, позволяющие повысить сопротивляемость и улучшить адаптацию возможности детского организма.
С наибольшим эффектом природные и моделируемые физические факторы используются в терапии:
• Подострых и хронических воспалительных процессов,
• Заболеваний опорно-двигательного аппарата и позвоночника,
• Некоторых болезней внутренних органов.
• Заболевания нервной системы различного происхождения.
Одним из важных достоинств использования медико-технического оборудования является универсальность их действия. Один и тот же вид оборудования может применяться при различных заболеваниях.
Существенным достоинством современных здоровьесберегающих средств является также их длительное и позитивное последствие, суть
которого состоит в том, что оздоровительный эффект не только сохраняется в течении продолжительного времени, но и нарастает после окончания оздоровительного курса. К положительным сторонам можно отнести и их хорошую совместимость с другими оздоровительными средствами и методами профилактики физически ослабленных детей.
При применении современного оборудования в целях оздоровления детей дошкольного возраста необходимо следить за реакциями организма каждого ребенка, отражающими его общее состояние (сон, аппетит, прибавление в весе, двигательная активность и др.) Они являются надежными индикаторами проводимых оздоровительных мероприятий.
Одним из важных направлений воспитательно-образовательной работы по формированию физического здоровья детей является организация рационального режима дня, отвечающего физическим и социальным потребностям ребенка.
Для каждого возраста группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности. Посильные для детей умственные и физические нагрузки, активный и пассивный отдых, игры, развлечения.
Учитывая большое значение рационального режима дня для здоровья и развития детей, проведение оздоровительной работы в системе лечебно-оздоровительного комплекса должно оптимально сочетаться с осуществлением всех режимных процессов в течении дня, предусмотренных гигиеническими и педагогическими рекомендациями.
Для реализации этого принципа необходимо ориентироваться на следующие основные положения:
• Оздоровительные процедуры назначать преимущественно на период времени, не связанный с осуществлением физически более значимым компонентом режима дня: прием пищи, прогулка, дневной сон.
• Назначать оздоровительные процедуры не менее, чем на 30 минут до или после приема пищи.
• Предпочтительнее проводить процедуры, оказывающие интенсивное воздействие на организм, в первую половину дня, желательно после прогулки.
• Все лечебно-профилактические мероприятия требуют после их окончания определенного времени отдыха в течение 20-40 минут.
• После проведения ряда процедур детям не рекомендуется выходить на проулку в течение 30 минут.
В ходе проведения этих мероприятий особенно важно поддержание тесного контакта медицинского и педагогического персонала с семьей. С
помощью родителей необходимо формировать у детей положительное эмоциональное отношение к оздоровительному процессу.
Они должны осуществлять помощь при подготовке к процедурам, неукоснительно выполнять предписания медицинских работников. Следить за малейшими изменениями в состоянии своего ребенка.
Тренажеры в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще используют различные физкультурно-оздоровительные тренажеры. Их применение целесообразно в физическом воспитании старших дошкольников. Тренажеры способствуют укреплению различных групп мышц и всего организма в целом. Они достаточно просты и удобны в обращении, могут использоваться на физкультурных занятиях, во время гимнастики утром, после дневного сна, в самостоятельной деятельности.
Занятия с тренажерами оказывают положительное воздействие на организм ребенка, но в том случае, когда нагрузка строго дозируется. Нагрузка, превышающая уровень физических возможностей детей, может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой, дыхательной системы и неблагоприятно отразиться на здоровье детей.
Тренажеры должны отвечать следующим педагогическим требованиям:
• Иметь привлекательный вид, а значит, вызывать у детей интерес, пробуждать их к разнообразной двигательной активности.
• Учитывать особенности образного воспитания дошкольников.
• Позволять создавать игровые ситуации с использованием разных сюжетов.
• Доступны всем детям, независимо от уровня их физической подготовленности.
• Моделировать такие движения, как бег, прыжки, ползание и др.
• Соответствовать ростовым характеристикам детей и их функциональным возможностям.
Занятия тренировачного типа с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты, движений, ловкости, гибкости и общей выносливости. Кроме того, эти занятия повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку.
Эффективность занятий по физической культуре с использованием тренажеров во многом определяется постановкой основных задач:
1. Тренировка всех систем и функций организма через организацию оптимальных для данного возраста физических нагрузок.
2. Укрепление мышечного тонуса путем увеличения физической нагрузки на всю мускулатуру.
3. удовлетворение естественной потребности в разных формах двигательной активности.
4. развитие общей выносливости и физических качеств.
5. овладение определенными двигательными навыками и умениями, а также приемами страховки.
Занятия со старшими дошкольниками с использованием тренажеров проводится не менее 2 раз в неделю. Целесообразно иметь не менее 5 сложных тренажеров, оказывающих влияние на организм детей в целом и на отдельные группы мышц. При организации занятий с тренажерами должен быть использован дифференцированный подход к детям. Для его реализации следует заранее распределить детей на 2 подгруппы на основе трех критериев: состояния здоровья, уровня физический подготовленности и двигательной активности. Во время занятий важно создавать доброжелательную обстановку, подбадривать детей, поощрять их.
С целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата рекомендуется использовать сложные тренажеры типа: «Тяга вертикальная», «Скамья наклонная», «Брусья опорные», «Велотренажер», «Скамья опорная». Дети занимаются на тренажерах сложного устройства в ходе круговой тренировки, группами, индивидуально. Но начинать работу необходимо с использования простейших тренажеров.
Занятия состоят из 3 частей:
Вводная часть (3-4 минуты, в которую включена ходьба, дыхательные упражнения, игровые упражнения на внимание.
Основная часть (20 минут, которая начинается с выполнения комплекса с использованием простейших тренажеров со всеми детьми (гантели, ролики, массажные мячи, массажные валики). Их следует выполнять под музыку.
Заканчивается занятие малоподвижной игрой или упражнением на релаксацию.
После того, как дети освоят упражнения на простейших тренажерах и приобретут определенные физические навыки, можно переходить к занятиям с использованием тренажеров сложного устройства.
Начинать занятие следует с разминки длительностью не более 2-3 минут, которая включает в себя ходьбу и упражнения на дыхание.
В основную часть занятия следует вместо ОРУ упражнений и основных видов движений включить упражнения на тренажерах сложного устройства. Они выполняются по подгуппам (по5-7 человек, составленных с
учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей.
При работе на тренажерах очень важно контролировать нагрузку и следить за состоянием здоровья каждого ребенка. На таких занятиях должна присутствовать медсестра. Через 1-2 минуты детям дают отдохнуть 30-40 секунд.
В конце занятия проходят упражнения на расслабление. Общая длительность занятия составляет 30-40 минут.
На занятиях педагог стремиться оказать помощь каждому ребенку давая ему возможность почувствовать себя уверенным и защищенным.
Лечебная физкультура для дошкольников.
Лечебная физкультура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности.
Проведение занятий лечебной гимнастикой в условиях дошкольного учреждения позволяет своевременно и эффективно устранять причины на ранних этапах формирования нарушения осанки и свода стопы. Именно своевременность использования физических упражнений с лечебной целью является наиболее значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы дошкольных учреждений. Применяемые в лечебной гимнастики физические упражнения, просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся наиболее привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата. Родители после предварительной консультации с врачом и обучения инструктором ЛФК могут в домашних условиях закреплять полученные ребенком навыки.
Основная цель данной работы - вооружить необходимыми знаниями и практическими навыками родителей и воспитателей, работающих с дошкольниками, имеющими различные нарушения осанки и плоскостопие.
Лечебная физическая культура (ЛФК) – это медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физической культуры для лечения и профилактики различных заболеваний.
Ведущей особенностью лечебной физкультуры является применение в качестве лечебного средства физических упражнений.
ЛФК является политерапевтическим методом лечения, который объединяет взаимосвязанные средства:
1. Лечение положением.
2. Физические упражнения.
3. Массаж.
4. Естественные факторы природы.
5. Упражнения в воде.
Разнообразное сочетание отмеченных средств ЛФК способствует воспитанию нарушенных функций и оказывает оздоровительное воздействие на весь организм.
ЛФК – метод поддерживающей терапии, который применяется на завершающих этапах медицинской реабилитации.
ЛФК - метод естественно-биологического содержания, в основе которого лежит использование основной биологической функции организма – движения. Функция движения является основным стимулятором процесса роста, развития и формирования организма.
Различаются 4 основных механизма лечебного воздействия физических упражнений: тонизирующего влияния, трофического действия, формирование компенсации, нормализация функции.
Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболевания и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
В физической реабилитации дошкольников необходимо учитывать характер патологического процесса, протекающего в организме, степень и длительность снижения двигательной активности.
• При построении занятий ЛФК основываться на характере изменений ОДА, его стадии.
• Учитывать уровень психологического развития ребенка.
• Наблюдать и спрашивать у детей о реакции на лечебную физкультуру.
• Осуществлять систематический медико-педагогический контроль за детьми.
• Учитывать признаки утомления.
• Заканчивать занятия не менее чем за 30 минут до еды и не раньше чем через 45-60 минут после еды.
• Систематически проветривать зал ЛФК.
• Желательно использовать музыкальное сопровождение.
• Занятия проводить через день с обязательным выполнением специальных упражнений несколько раз в день под руководством воспитателя и родителей.
• Большинство занятий строятся в игровой форме.