Белла Суюндукова
Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золотой петушок»
Департамент образования
Администрации города Новый Уренгой
«Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников».
Докладчик:
Суюндукова Б. К.
Новый Уренгой
2019 г.
"Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников".
Публикация «Современные технологии для развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести :
Здоровьесберегающие технологии
Технологии проектной деятельности
Технология исследовательской деятельности
Информационно-коммуникационные технологии
Личностно-ориентированные технологии
Технология портфолио дошкольника и воспитателя
Игровая технология
Технология «ТРИЗ»
Технология проблемного обучения в детском саду
Технология разноуровневого обучения
Технология интегрированного занятия и др.
Здоровьесберегающие технологии.
Задачи: 1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
2. Увеличение резервов здоровья. Формы организации.
1. Пальчиковая гимнастика
2. Гимнастика для глаз
3. Дыхательная
4. Артикуляционная
5. Музыкально-дыхательные тренинги
6. Динамические паузы
7. Релаксация
8. Арттерапия, сказкотерапия
9. Двигательная терапия, музыкотерапия
10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
Технологии проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом.
Цель: работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Проекты различаются: 1. По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные. 2. По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.
3. По приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
4. По тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое. Технология исследовательской деятельности.
Цель: Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Формы работы:
1. Эвристические беседы.
2. Постановка и решение вопросов проблемного характера. 3. Наблюдения. 4. Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе). 5. Опыты. 6. Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.
7. «Погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы.
8. Подражание голосам и звукам природы. 9. Использование художественного слова. 10. Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации. 11. Трудовые поручения, действия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи :
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Личностно-ориентированные технологии
Задачи:
1. Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ
2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов, индивидуальный подход к воспитанникам.
Формы организации:
1. Игры, спортивные досуги.
2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
3. Гимнастика, массаж, тренинг, образно-ролевые игры, этюды
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
- диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,
- рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Технология «Портфолио педагога»
Задачи:
1. Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности
2. Является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога
Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности».
Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Раздел 5 «Работа с родителями»
Таким образом, портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,
которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.
Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х. годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно — мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.
Технология проблемного обучения в детском саду
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
Технология разноуровневого обучения
Это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне (А, В, С, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Это технология, при которой за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют: психолого-педагогическая диагностика воспитанника; сетевое планирование; разноуровневый дидактический материал.
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Методика подготовки и проведение:
• выбор областей
• учёт программных требований
• базовое направление
• выявить основной принцип построения системы занятия
• продумать развивающие задачи
• использовать разнообразные виды деятельности.
Мнемотехнология.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
Мнемотехника - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной, но и мышления, внимания, воображения.
Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Мы в своей работе используем практически все вышеперечисленные технологии. Сегодня хочу поделиться с вами опытом проведения таких проектов как «Тайны света» и «Эта удивительная соль». Целью проекта «Тайны света» было узнать о роли света в жизни человека, растительного и животного мира. Из различных источников мы получили информацию о разновидностях света: искусственный и природный. Уточнили, так ли важен свет всему живому на планете. Исследовали свойства света опытным путем: «Световой луч», «Северное сияние», научились определять проходимость света через различные материалы: картон, пластмасса, ткань, вода, стекло. Дети были очень заинтересованы в создании театра теней, с огромным удовольствием ловили солнечных зайчиков. Научились делать выводы на основе наблюдений.
Целью проекта «Эта удивительная соль» было узнать о свойствах соли и ее роли в жизни человека. Из разных источников мы получили информацию о нахождении соли в природе, ее добыче и переработке (соляные шахты, из соленых озер и морей, солеварные цеха). Уточнили с детьми, где и как человек использует соль. Исследовали свойства соли опытным путем («Эффект мертвого моря», «Радуга в стакане», «Свойства соли», «Соль – чистящее средство», «Растворимость жиров с помощью соли»). Узнали, что соль можно использовать в творчестве: «Рисование солью», «Выращивание кристаллов», «Поделки из соленого теста». С этим проектом мы выступили на городском фестивале науки и стали призерами 2 степени.
Во время исследований мы убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными! Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Ральфа Уолдо Эмерсона: Самое «лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!