Людмила Шемякова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 1 «Сказка»
План работы по самообразованию:
«Экспериментирование как средство развития
познавательной активности дошкольников»
на 2017 – 2018 учебный год
воспитателя: Шемяковой Л. Н.
Актуальность:Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
Цель: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- Создать условия для поддержания исследовательской активности детей
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- Устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;
Форма работы с детьми: групповая.
Методы и приё мы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Дальнейшая работа:
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе создала мини-лабораторию «Почемучка», в которой имеются инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, палочки, мерный стаканчик, тарелки, бросовый материал (камешки, пуговицы, ракушки, семена, крупа, инструменты для опытов (лупа, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д.).
Провести беседу с родителями на тему: «Необходимость и интерес к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомить детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
Чтение: Ф. Бобылёва «Шар воздушный,шаловливый», Я. Аким «В праздниках на улице, в руках у детворы», М. Ильина и Е. Сегал "Невидимка" " О кустах и деревьях" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы" (из книги "Азбука природы", Перина «Живая вода», сказки П. Бажова "Огневушка-Поскакушка" " Хозяйка Медной горы»; А. Мельникова «Художник картину всю ночь рисовал». В. Савинов «Ходили пальчики гулять», А. Вишневская «Чтобы ручки не замёрзли», Т. Шорыгина «Зелёные сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок», Г. Лагздынь «Ветерок»;
Игры: «Где спрятался воздух», «Ловись рыбка мала, и велика», «Доведи машинку до гаража». «В ноябре, в декабре».
Консультации для родителей:
«Детское экспериментирование в домашних условиях».
«Экспериментируем дома»
«Опыты на кухне»
«Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребёнка»;
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;
«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»;
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
Подготовила памятки: «Общие правила исследовательского обучения,
«Я познаю мир».
Памятка для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать»для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Папка – передвижка «Хочу все знать».«Эти чудесные линии», «Я познаю мир».
Работа педагога:
• Продолжить изучать научно-педагогическую литературу;
• Разработать конспекты по теме;
• Пополнить предметно-развивающую среду в группе;
• Продолжать знакомство с передовым педагогическим опытом;
• Участвовать во всероссийских Интернет-конкурсах;
• Пройти обучение на курсах повышения квалификации;
• Обобщить опыт работы по самообразованию.
Сроки работы Формы работы
Практический выход
В течении года Продолжение изучения методической литературы
Памятка для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать»для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Консультации для родителей:
«Детское экспериментирование в домашних условиях».
«Экспериментируем дома»
«Опыты на кухне»
Сентябрь «Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.
- Наблюдение на прогулке
- Д/и «Где спрятался воздух».
- Чтение фрагмента рассказа "Невидимка" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы"
- Опыт: «Как поймать воздух?»
Октябрь «Ходит капелька по кругу» - дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе: жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед- это вода, пар- это вода.
-Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать».
-Памятка для родителей «Я познаю мир».
- Чтение рассказа Перина «Живая вода»
Ноябрь «Волшебный магнит» - показать его действие, предложить детям самим проверить и сделать выводы, все ли предметы магнит притягивает, на каком расстоянии от предмета он действует. - Чтение сказки П. Бажова "Огневушка-Поскакушка" или " Хозяйка Медной горы ".
- Игра «Ловись рыбка мала, и велика», «Доведи машинку до гаража».
- Опыт «Достань пуговку»
Декабрь «Можно ли пить талую воду» - показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
- Чтение А. Мельникова «Художник картину всю ночь рисовал».
- Изготовление книжки -малышки о воде.
- Рассматривание снежинок через лупу.
Январь «Чудесная рукавичка». Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.
- Загадывание загадок о варежках, рукавичках.
- Чтение стихотворений В. Савинов «Ходили пальчики гулять», А. Вишневская «Чтобы ручки не замёрзли».
- Игра «В ноябре, в декабре.
Февраль
«Весёлые маляки» рисуем на молоке. Познакомить с новой техникой рисования. - Памятка для родителей : «Эти чудесные линии»
- Чтение стихов о молоке
- Загадывание загадок
Март
«Шаг за шагом»
Создание «копилки опытов и экспериментов»
- Поиск интересной информации о явлениях природы.
- Проведение опытов на занятиях и в свободное время
Апрель «Огород круглый год»,
Проект «У растений тоже есть детки»
- Чтение "Рассказ о кустах и деревьях" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы" (предложить вспомнить, что растет в лесу, в саду).
- Выращивание рассады для цветника и огорода
Май «Ветер, ветер ты могуч». Показать роль ветра в природе и жизни человека. - Чтение Т. Шорыгина «Зелёные сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок».
- Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;
- Игры с султанчиком, веером.
- Наблюдение за флюгером
План действий
Микро задача План действий Содержание работы Изучение опыта Творческое сотрудничество Планируемые результаты Полученный результат
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
Устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы - Подбор и изучение методической литературы по теме;
- Поиск интересной информации о явлениях природы;
Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования;Составление серии опытов для дошкольников;
Использовать инновационные технологии –ТРИЗ; Разработка конспектов с элементами экспериментирования;
Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей;
Подготовить памятки о правилах исследовательского обучения Разработала конспекты с элементами экспериментирования;
Создала разнообразные проблемные ситуации и пути их решения;
Подготовила консультации для родителей и воспитателей «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребёнка»;
«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;
«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»;
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
Подготовила памятки: «Общие правила исследовательского обучения»
«Я познаю мир».
С родителями воспитателями Повысить познавательную активность детей при решении проблемных ситуаций Дети умеют самостоятельно делать выводы и устанавливать причинно- следственную зависимость Детская познавательная активность в решении проблемных ситуаций повысилась, появилась заинтересованность в решении проблемных ситуаций;.
Дети научились самостоятельно делать выводыи устанавливать причинно- следственную зависимость
Литература:
o Дыбина О. В «Детское экспериментирование», Мартынова Е. А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2– 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»;ТЦ Сфера, 2010г.
o Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников»; ТЦ Сфера, 2010г.
o Интернет ресурсы.
o Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.
o О. В. Дыбина – Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера, 2010г.
o О. В. Дыбина, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».ТЦ Сфера, 2010г.
o Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
o Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
o Составление картотеки книг, статей из журналов.
o Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
o Экспериментальная деятельность детей 4 – 7 лет. /авт. -сост. Л. Н. Меньшикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.