Лучший педагог года

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Людмила Шемякова
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Сказка»

План работы по самообразованию:

«Экспериментирование как средство развития

познавательной активности дошкольников»

на 2017 – 2018 учебный год

воспитателя: Шемяковой Л. Н.

Актуальность:Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Публикация «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности.

Задачи:

- Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- Создать условия для поддержания исследовательской активности детей

- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность;

- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- Устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы;

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приё мы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Дальнейшая работа:

Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей с своей группе создала мини-лабораторию «Почемучка», в которой имеются инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, палочки, мерный стаканчик, тарелки, бросовый материал (камешки, пуговицы, ракушки, семена, крупа, инструменты для опытов (лупа, магнит, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д.).

Провести беседу с родителями на тему: «Необходимость и интерес к исследовательской деятельности», об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомить детей с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

Чтение: Ф. Бобылёва «Шар воздушный,шаловливый», Я. Аким «В праздниках на улице, в руках у детворы», М. Ильина и Е. Сегал "Невидимка" " О кустах и деревьях" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы" (из книги "Азбука природы", Перина «Живая вода», сказки П. Бажова "Огневушка-Поскакушка" " Хозяйка Медной горы»; А. Мельникова «Художник картину всю ночь рисовал». В. Савинов «Ходили пальчики гулять», А. Вишневская «Чтобы ручки не замёрзли», Т. Шорыгина «Зелёные сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок», Г. Лагздынь «Ветерок»;

Игры: «Где спрятался воздух», «Ловись рыбка мала, и велика», «Доведи машинку до гаража». «В ноябре, в декабре».

Консультации для родителей:

«Детское экспериментирование в домашних условиях».

«Экспериментируем дома»

«Опыты на кухне»

«Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребёнка»;

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»;

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

Подготовила памятки: «Общие правила исследовательского обучения,

«Я познаю мир».

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать»для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Папка – передвижка «Хочу все знать».«Эти чудесные линии», «Я познаю мир».

Работа педагога:

• Продолжить изучать научно-педагогическую литературу;

• Разработать конспекты по теме;

• Пополнить предметно-развивающую среду в группе;

• Продолжать знакомство с передовым педагогическим опытом;

• Участвовать во всероссийских Интернет-конкурсах;

• Пройти обучение на курсах повышения квалификации;

• Обобщить опыт работы по самообразованию.

Сроки работы Формы работы

Практический выход

В течении года Продолжение изучения методической литературы

Памятка для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать»для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Консультации для родителей:

«Детское экспериментирование в домашних условиях».

«Экспериментируем дома»

«Опыты на кухне»

Сентябрь «Воздух невидимка» - дать представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный.

- Наблюдение на прогулке

- Д/и «Где спрятался воздух».

- Чтение фрагмента рассказа "Невидимка" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы"

- Опыт: «Как поймать воздух?»

Октябрь «Ходит капелька по кругу» - дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе: жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед- это вода, пар- это вода.

-Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать».

-Памятка для родителей «Я познаю мир».

- Чтение рассказа Перина «Живая вода»

Ноябрь «Волшебный магнит» - показать его действие, предложить детям самим проверить и сделать выводы, все ли предметы магнит притягивает, на каком расстоянии от предмета он действует. - Чтение сказки П. Бажова "Огневушка-Поскакушка" или " Хозяйка Медной горы ".

- Игра «Ловись рыбка мала, и велика», «Доведи машинку до гаража».

- Опыт «Достань пуговку»

Декабрь «Можно ли пить талую воду» - показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

- Чтение А. Мельникова «Художник картину всю ночь рисовал».

- Изготовление книжки -малышки о воде.

- Рассматривание снежинок через лупу.

Январь «Чудесная рукавичка». Выявить условия, при которых руки могут согреваться: трение, движение, сохранение тепла.

- Загадывание загадок о варежках, рукавичках.

- Чтение стихотворений В. Савинов «Ходили пальчики гулять», А. Вишневская «Чтобы ручки не замёрзли».

- Игра «В ноябре, в декабре.

Февраль

«Весёлые маляки» рисуем на молоке. Познакомить с новой техникой рисования. - Памятка для родителей : «Эти чудесные линии»

- Чтение стихов о молоке

- Загадывание загадок

Март

«Шаг за шагом»

Создание «копилки опытов и экспериментов»

- Поиск интересной информации о явлениях природы.

- Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Апрель «Огород круглый год»,

Проект «У растений тоже есть детки»

- Чтение "Рассказ о кустах и деревьях" из книги М. Ильина и Е. Сегал "Азбука природы" (предложить вспомнить, что растет в лесу, в саду).

- Выращивание рассады для цветника и огорода

Май «Ветер, ветер ты могуч». Показать роль ветра в природе и жизни человека. - Чтение Т. Шорыгина «Зелёные сказки», «Прозрачный невидимка», «Южный ветерок».

- Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

- Игры с султанчиком, веером.

- Наблюдение за флюгером

План действий

Микро задача План действий Содержание работы Изучение опыта Творческое сотрудничество Планируемые результаты Полученный результат

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;

Устанавливать причинно-следственную зависимость, умение делать выводы - Подбор и изучение методической литературы по теме;

- Поиск интересной информации о явлениях природы;

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования;Составление серии опытов для дошкольников;

Использовать инновационные технологии –ТРИЗ; Разработка конспектов с элементами экспериментирования;

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей;

Подготовить памятки о правилах исследовательского обучения Разработала конспекты с элементами экспериментирования;

Создала разнообразные проблемные ситуации и пути их решения;

Подготовила консультации для родителей и воспитателей «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребёнка»;

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»;

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»;

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

Подготовила памятки: «Общие правила исследовательского обучения»

«Я познаю мир».

С родителями воспитателями Повысить познавательную активность детей при решении проблемных ситуаций Дети умеют самостоятельно делать выводы и устанавливать причинно- следственную зависимость Детская познавательная активность в решении проблемных ситуаций повысилась, появилась заинтересованность в решении проблемных ситуаций;.

Дети научились самостоятельно делать выводыи устанавливать причинно- следственную зависимость

Литература:

o Дыбина О. В «Детское экспериментирование», Мартынова Е. А. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2– 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий»;ТЦ Сфера, 2010г.

o Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников»; ТЦ Сфера, 2010г.

o Интернет ресурсы.

o Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

o О. В. Дыбина – Неизвестное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ Сфера, 2010г.

o О. В. Дыбина, О. Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».ТЦ Сфера, 2010г.

o Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

o Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

o Составление картотеки книг, статей из журналов.

o Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

o Экспериментальная деятельность детей 4 – 7 лет. /авт. -сост. Л. Н. Меньшикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста «Детское экспериментирование как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» «….дети любят искать,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам. Ральф У. Эмерсон, философ. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности. Реферат 4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании.

Интерактивная тематическая папка  «лэпбук» как эффективное средство развития познавательной активности младших дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Проект «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 1. Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Использование развивающих игр как средство развития познавательной активности старших дошкольников В настоящее время наблюдается интенсивный рост экспериментальных исследований познавательной активности ребенка - дошкольника. Одним из.

Презентация «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности» Стараясь придерживаться слов восточного мудреца: «Ребенок — это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Строю всю.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Детский сад №12» «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Идея опыта: приобщение детей к познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 19:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД