Папки-передвижки

Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством познавательного развития

Жанна Кучумова
Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 пос. Николаевка»

Сообщение из опыта работы «Современный подход к нравственно – патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие"

Составила: Кучумова Жанна Викторовна

воспитатель старшей группы МБДОУ

«Детский сад № 3 пос. Николаевка»

Публикация «Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством познавательного развития» размещена в разделах

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.

Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно - патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в раннем возрасте.

Трудности переходного периода в стране не являются причиной приостановки нравственно - патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране необходимо в любое время.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой посёлок, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.

Главные задачи современной жизни - раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Именно нравственно - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания уважения к духовным ценностям с детских лет.

Нравственно - патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: это особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, малое количество теоретических и методических разработок.

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в каждом детском саду.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут.

В. А. Сухомлинский говорил: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

Вся система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в нашей группе проходит с широким использованием педагогических путей и средств:

- Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).

- Роль русских сказок в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.

- Патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости.

- Иллюстративные материалы и предметы народно - прикладного искусства.

При отборе произведений и материалов мы руководствуемся общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

Первоначально идет знакомство с двором, улицей, где живет ребенок, куда ходит в детский сад. Это способствует формированию у него представлений о родном посёлке, его устройстве, истории, достопримечательностях.

Приоритетным в работе над патриотическим воспитанием считаю :

1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

2. Все виды фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

5. Знакомство с природой родного края. Она не только среда обитания, но и родная сторона, малая Родина.

6. Первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.

Работа с детьми в группе проводится в нескольких направлениях:

1. В детском саду с детьми постоянно любуются и восхищаются:

- красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений;

- героями страны, когда возникает желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения других.

2. Создаются условия, чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанного дети отражали в разнообразных видах детской деятельности.

Мы предоставляем условия для самостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.

Дети рисовали на темы: «Наш посёлок», «Моя улица», «Наша армия», «День Победы», создали коллективную аппликацию «Машины едут по улице», конструировали на темы «Наш садик и участок», «Моя родная улица».

3. Проводились досуги, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями).

4. Деятельность детей была организована так, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя.

5. При знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. Например, труд строителя, полицейского, врача, швеи и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей нашего посёлка.

Вместе посадили молодые зеленые саженцы на территории детского сада. Чья - то мама помогла сшить костюмы и флажки, папа привез песок для игр детям, и все вместе папы сделали качелю и другие постройки для игр. Кто - то подарил игрушки и книги для группы.

У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу. Они начинают уважать труд своих родителей, стараются беречь то, что сделано близкими людьми.

6. Обязательные беседы в группе: «Как прошли выходные?», «Кому требуется помощь и как её осуществить?», «Какие стихи или рассказы советских и российских писателей ты знаешь?».

7. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду:

- народные и фольклорные праздники: Масленица, праздник Урожая;

- государственно - гражданские праздники: День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День Космонавтики;

- международные праздники: День матери, Международный женский день, День защиты детей;

- бытовые и семейные праздники: дни рождения, выпуск детей в школу.

Рассказываем детям о православных праздниках - Пасхе, Рождестве христовом.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением не только зала, группы, а также своих прогулочных участков, сопровождаются интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами и подарками.

Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

8. Намечаются в начале учебного года экскурсионные маршруты: в школу, к проезжей части дороги, на мебельную фабрику, пожарную часть. Важно привлечь внимание детей к объектам посёлка, которые расположены на ближайших улицах. Нам повезло в этом плане, детский сад находится в центре посёлка.

9. Много поделок мастерили вместе с детьми для малышей из групп раннего возраста, сотрудникам детского сада, родителям.

10. Проводятся детские спортивные соревнования за честь своего детского сада.

После таких мероприятий появляется много интересных рассказов, рисунков и детских игр. Они способствуют воспитанию патриотов своей Родины.

С успехом применяются и другие формы и методы работы с детьми:

- Необычное приветствие.

- Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.

- Приглашение в путешествие.

- Создание проблемной ситуации.

- Фразы педагога: «Я рада встрече с вами»; «Что бы это значило? Попробуем разобраться…»; «Мне не терпится поделиться с вами».

- Совместная проектная деятельность.

- Анализ нравственных качеств.

- Ручной труд. Изготовление подарков.

- «Уроки доброты».

- Развлечения, досуги, праздники, концерты.

- Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые игры, подвижные, настольно-печатные, игры - сотрудничества).

- Выставка детских рисунков «День Победы».

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна. Требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого родителя - обязательное требование и условие данной работы.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, мы поставили цель - вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в играх, проектах, конкурсах, викторинах).

Поэтому предметом особого разговора с родителями стало обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху.

Традиционными стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту в общее дело.

Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к Новому году, лучшая елочная игрушка и т. д.

Для успешной работы реализации нравственно - патриотического воспитания необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей. ьЭто создание уголков:

- русской культуры (Художественная литература; народные игрушки - матрешки, дымка и т. д. ; народные музыкальные инструменты, кукла в народном костюме, произведения декоративно-прикладного искусства);

- мини - музей;

- уголок государственной символики (Символы России - герб, флаг, гимн). Наглядный материал (фотографии города, открытки, репродукции картин русских художников и т. д.).

Воспитателям необходимо было сделать дидактические пособия по нравственно-патриотическому воспитанию детей. Это план посёлка, на котором дети без труда узнают свой детский сад; различные виды театра по русским народным сказкам; куклы в национальных костюмах, игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, сделанные руками воспитателей и родителей.

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребенка к её поиску. С этой целью в группе периодически меняются материалы. С целью пополнения развивающей среды приобретены настольные печатные игры «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

Среда должна побуждать детей и к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. А что может быть доступней народных игр, сопровождаемых художественным словом? Поэтому физкультурные уголки, кроме привычного спортивного оборудования пополняются атрибутами для подвижных народных игр.

Для нравственно - эстетического развития детей в группе организованы музыкально - театральные уголки, в которых подобраны соответствующие пособия маски сказочных персонажей, музыкально - дидактические игры, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные.

Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания детей. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство - одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.

Публикации по теме:

«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников«Кубань — край ратной и воинской славы». Фотоотчёт мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Фотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группеФотоотчёт по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Это связано с установлением приоритетности.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольниковСентябрь. Тема: «Детский сад» 1. Экскурсия по детскому.

Проект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитаниюПроект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитанию Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам о той работе,которая проводилась в нашем детском саду. Начну с того,что согласно годовому плану.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.

Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Рекомендации для родителей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. • Воспитание маленького патриота начинается с самого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством познавательного развития
Опубликовано: 16 июня 2020 в 14:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современный подход к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством познавательного развития» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Кучумова (УИ 623957) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД