Приложение МААМ

«Стержневые методы активизации коллективного творчества педагогов» Семинар-практикум

Елена Иванова
«Стержневые методы активизации коллективного творчества педагогов» Семинар-практикум
▼ Скачать + Заказать документы

Иванова Е. А., Вербицкая С. П.,

старшие воспитатели МДОБУ д/с № 23, г. Белорецк, республика Башкортостан

I ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Как хочется иметь какой-то универсальный «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, рефлексивных детей. Однако такого рецепта нет. Мы понимаем, что процесс воспитания, его успешность зависит от многих факторов. Какой же он, успешный детский сад?

Наверное, успешный детский сад — это:

• сад, в который с удовольствием бегут по утрам дети;

Публикация «„Стержневые методы активизации коллективного творчества педагогов“ Семинар-практикум» размещена в разделах

• сад, работой которого удовлетворены родители;

• сад, в который с радостью идут на работу педагоги.

Мы надеемся, что наше сегодняшнее мероприятие будет еще одним шагом к успешности.

Тема нашей встречи «Стержневые методы активизации коллективного творчества педагогов»

Совершенствование рынка образовательных услуг побуждает уделять особое внимание содержанию образования, а также технологиям обучения. В связи с этим возникает необходимость разрабатывать и применять новые, активные методы и технологии обучения, создавать эффективные формы организации педагогической деятельности.

Методы активного обучения :

• Деловые игры,

Мастер-класс,

• Игровые ситуации,

• Тренинг,

• Мозговой штурм,

• Экспресс-опрос,

• КВН,

Педагогический ринг,

• Моделирование и др.

Для повышения познавательной активности обучаемых, интереса к учебным занятиям, развития инициативы, творческого потенциала дошкольников используют метод проекта как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются

• по составу участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный)

• по срокам реализации (краткосрочный — несколько дней, 1-2 недели средней продолжительности — 1-3 месяца; долгосрочный — до 1 года)

• по целевой установке — игровые, общественно-полезные и производственные

• по доминирующим видам деятельности.

Экспериментирование. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Познавательная деятельность на основе собственных наблюдений, действий, направленая на познание окружающего мира, установление взаимозависимости закономерностей, определяется как экспериментирование. Выделяют два основных вида поисковой деятельности:

- ребенок самостоятельно ставит цели, ищет пути и способы их достижения;

- исследовательская деятельность организуется взрослым.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях.

задачи: развитие мыслительных процессов и операций, освоение методов познания, развитие причинно-следственных связей и отношений.

содержание: информация об объектах и явлениях

мотив: познавательные потребности, интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться – познать».

средства: язык, речь, поисковые действия.

формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

условия: постепенное усложнение, организация среды для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.

результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

В работе с детьми возможно использование проектов и экспериментов как отдельно, так и в сочетании.

Предлагаю послушать опыт работы воспитателя. Для этого опыта характерен позитивный подход: эксперимент является одним из подразделов проекта.

Выступление воспитателя: Для развития проблемы поисково-познавательной деятельности, формирования экологического мировоззрения детей, на мой взгляд, наиболее продуктивно педагогическое проектирование.

Проект был рассчитан на длительный отрезок времени (4 года) и позволил обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Для проведения экспериментов, была создана развивающая среда: подобрана соответствующая литература, оформлена картотека, обустроена лаборатория. В союзе с родителями были оформлены мини-лаборатория и лаборатория на территории детского сада.

Я остановлюсь на мини-лаборатории в группе.

На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой. Эмблему и название можно придумать с детьми, а можно организовать конкурс среди родителей. Наша лаборатория имеет название «Капелька».

Желательно, чтобы в лаборатории был хозяин или хозяйка, который помогает воспитателю проводить опыты и наблюдения. Это могут быть Почемучка, Любознайка, Капелька и другие сказочные персонажи.

После проведения экспериментов у детей возникают множество вопросов, ответить на них могут эти персонажи. Но не надо торопиться с ответом, а дать детям намек, возможность подумать, чтобы дети нашли ответы самостоятельно. Поддерживать интерес к познанию, находить ответы на многие вопросы нам помогают разнообразные детские энциклопедии.

К подбору оборудования привлекаю детей и родителей. В лаборатории разместили разные коллекции ракушек, камней, перьев, семян, а также изделия из природного и бросового материала.

В лаборатории дети превращаются в «учёных», проводят простейшие опыты с водой, песком, глиной и другим материалом. Перед проведением опытов предлагаю надеть белые халаты и прикрепить опознавательные значки. Внесение таких элементов усиливают интерес детей к проведению исследований, они ведут себя серьёзнее, чем обычно, с нетерпением ждут очередного занятия в лаборатории.

Перед началом работы с детьми вспоминаем правила работы в лаборатории, составленные с детьми. Они очень просты и легко запоминаются.

Очень часто проводим опыты и в лаборатории на территории участка, где есть оборудование: дождемеры, флюгеры, ловушки для насекомых.

С помощью родителей мы оборудовали на участке небольшой водоём. Для этого нам пригодились мелкая речная галька, камни-голыши, речной песок, цемент, декоративные камни, ракушки. В водоёме сделан сток для воды, чтобы по необходимости сливать воду. Дети очень любят этот сказочный уголок.

Занятия по экспериментированию провожу 1 раз в месяц, согласно перспективному плану.

Используются и другие формы работы с детьми:

-экскурсии, целевые прогулки;

-игры – эксперименты.

Любой проводимый опыт имеет структуру:

• Постановка и формулирование проблемы;

• Выдвижение предположений, отбор способов проверки;

• Проверка гипотез;

• Подведение итогов;

• Фиксация результатов.

Результаты опытов отражаем в журнале исследований. Это дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности.

Для родителей оформляю выставки детских работ, фотовыставки, на которых можно увидеть результаты нашей работы.

II ведущий: Благоприятные условия для возможности научиться сотрудничеству, создает такой метод, как тренинг. Давайте проведем упражнение из тренинга «Прояви себя» (ж. Управление ДОУ № 8, 2009).

Одним из эффективных способов познания, позволяющего выявить содержание и последовательность действий, определенные отношения между объектами является метод моделирования.

Модель – это образ какого-либо объекта, созданный в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм.

Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, вырабатывать навыки связного высказывания, важно вводить в обучающий процесс приемы наглядного моделирования.

В качестве условных заместителей при наглядном моделировании используются символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) и т. д.

Работа начинается с простого - сериационного вида моделирования. На первых порах дети учатся составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей эпизоды (предметное моделирование).

Второй вид моделирования – двигательный. Добавляя или убирая заместителей героев сказки, дети угадывают происходящие эпизоды: «кот» пошел на охоту – поэтому «квадратик» убрали. И, наоборот, кот вернулся домой – к кружочку подставили квадратик.

Такое моделирование обеспечивает запоминание последовательности происходящих событий и умение передавать точный ход.

Следующий вид: временно-пространственное моделирование, посредством которого временные события могут быть наглядно представлены в виде модели: цветных рамок со стрелками, гранями кубика.

Стрелочки, идущие от рисунка к рисунку, помогают детям фиксировать последовательность эпизодов, запоминать и логично пересказывать.

Особое место в работе с детьми занимает использование мнемотаблиц.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки.

Сейчас послушаем еще один опыт работы.

Выступление учителя-логопеда : Наблюдая за детьми в процессе игровой деятельности, специально организованного обучения, я поняла, что большинство детей дошкольного возраста имеют проблемы при построении связного высказывания, им сложно составлять распространенные предложения. Перед нами встала проблема найти более эффективные средства формирования речевых умений связного устного высказывания.

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по формированию речевых умений, позволили мне по достоинству оценить метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться практическим действиям с ними. (Л. Е. Белоусова «Веселые встречи»).

Модель является бесспорным помощником в расширении знаний дошкольников о словах и звуках.

Далее педагог, используя фишки, символы, пособие «Звуковая дорожка» работает с «детьми» над слиянием звуков в слоги, составом предложения (двусоставных, затем с добавлением символов-признаков). Затем по предложенной схеме, воспитатели составляют описательный рассказ о дятле, план-схему зашифрованного объявления «Пропала собака», предварительно придумав свои символы.

Выступление руководителя физического воспитания по использованию возможностей элементов модели в физическом развитии детей: Мой многолетний опыт работы показал, что перспективным направлением совершенствования процесса физического воспитания старших дошкольников, является внедрение элементов метода моделирования.

Прежде всего, использование моделей ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную и умственную деятельность, вовлекает его в область особых отношений — сопереживания, совместной творческой деятельности.

С целью развития мышления и обогащение двигательной сферы ребенка я ввела модели в содержание физкультурных занятий. Для этого составила следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы, карточки- задания и логико-смысловые модели.

Остановлюсь кратко на каждом виде используемых моделей.

Моделирующие карточки (предметные, сюжетные, карточки-схемы) использую для сбора и организации детей, выполнения различных построений, упражнений, движений и пр. Особенно уместно их применение на открытом воздухе.

Такие карточки-схемы целесообразно планировать в старшей и подготовительной к школе группах.

Еще один вид наглядности, который я использую при проведении физкультурных занятий — карточки-задания. Данные карточки предназначены для более успешного обучения дошкольников упражнениям на тренажерах.

Разминка: воспитатели на основе карточек-заданий выполняют упражнения на тренажерах.

I ведущий: Предлагаю закрепить наши знания через экспресс-опрос.

Экспресс – опрос

1. Выделите активные методы обучения из перечисленных

- экскурсия;

- тренинг;

- наблюдение;

- проект;

- моделирование;

- эксперимент;

- объяснение;

- рассказ;

- викторина;

- КВН;

- дидактические игры.

2. Что такое метод проекта?

Метод проекта – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

3. Найдите отличие эксперимента от моделирования?

Особенность эксперимента – это поиск истины путем практических действий с предметами; в итоге получаем открытие неизвестных до этого свойств и качеств предметов и явлений.

Особенность моделирования – создание на основе наглядно-образного восприятия образов реальных предметов, явлений и взаимосвязей с помощью схем и символов-заместителей.

4. По данным записям определите методы активного обучения

• цель, задачи, по продолжительности краткосрочные, долгосрочные … (проект)

• схемы, знаковые формы, отображения взаимосвязей и взаимоотношений между реальными предметами или явлениями… (моделирование)

• выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды - фильтрованием (эксперимент)

I ведущий: Мы надеемся, что тема семинара никого из Вас не оставила равнодушным и вы узнали для себя что-то нужное и новое.

Благодарим за активное участие и сотрудничество!

Рекомендуемая литература:

1. Комлева И. Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников //Д/в №8 2004 г. стр. 29

2. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Д/в №12 2005 г. стр. 3; Д/в №1 2006 г. стр. 21

З. Медведева Т. Познавательная деятельность старших дошкольников//Д/в №8 2006 г. стр. 22

4. Костюченко М. Экспериментируем// Д/в №8 2006 г. стр. 27

5. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника //Д/в №9

2006 г. стр. 8

6. Йозова О. Дети экспериментируют // Д/в №9 2009 г. стр. 64

7. Гугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2009

8. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие : Детство-Пресс, 2001.

9. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение : пособие для рук. и адм. Работников/ И. А. Урмина, Т. А. Данилина. -М. : Линка-Пресс, 2009.

10. Большая книга экспериментов для школьников/ под ред. А. Мейяки; пер. с ит. Э. И. Мотылевой. -М. :ЗАО «Издательство РОСМЭН-П РЕСС>, 2005.

11. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ (методика организации, сценарии, притчи, аффирмации). 2008

12. Яркова О., Комлева Л. Проект «От счастья ключи в семье ищи»«Ребенок в детском саду» №2 2010

Публикации по теме:

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ»Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» В декабре 2012 года родители старших групп СПДС "Ягодка" были приглашены на семинар практикум. Своим опытом работы с детьми по данной теме.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Стержневые методы активизации коллективного творчества педагогов» Семинар-практикум
Опубликовано: 2 апреля 2013 в 17:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Стержневые методы активизации коллективного творчества педагогов» Семинар-практикум» (включая файлы) размещена пользователем Елена Иванова (УИ 75952) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД