Светлана Юрьевна Шапкина
«Светолюбивые и теневыносливые растения». Занятие по экологии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ
"Светолюбивые и теневыносливые растения"
Программное содержание: расширить знания детей о том, что свет - главное условие жизни растений. Уточнить и расширить знания об общих и характерных признаках светолюбивых и теневыносливых растений. Формировать обобщенное понятие: светолюбивые и теневыносливые растения. Продолжить учить видеть связь между условиями жизни и внешним видом. Закрепить умение ухаживать за растениями и определять их место по отношению к свету. развивать умственную активность детей, способствовать эмоциональному самовыражению. Воспитывать живой интерес и любовь к комнатным растениям.
Публикация «„Светолюбивые и теневыносливые растения“, Занятие по экологии в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятия : ввести в словарь детей слова: светолюбивые. теневыносливые. Приглашу детей пройтись по дорожкам нашего сада, полюбоваться растениями. обращу внимание при этом на богатство растений, разнообразие форм листьев и стеблей. красоту и свежесть зелени, яркость первых цветов. Затем предложу сесть поудобнее на стульчики и послушать одну "историю - быль".
- "Жил - был на свете любитель и знаток растений - садовник. Однажды садовнику пришла в голову замечательная мысль: создать для детей вечнозеленый цветущий сад. Он посадил сотни теневыносливых комнатных растений и стал с любовью заботой ухаживать за ними. Долго ли, коротко ли дело делалось, но вот сад вырос и зацвел. Прошла осень, зима, наступила весна. И тут садовник, придя однажды в сад, заметил, что что - то неладное творится с его любимыми растениями. У дальней стены отдельные из них вдруг стали терять красивую окраску листьев, стебли вытянулись, пожелтели, исчезла привлекательность. Да и окна появились растения с нездоровыми признаками: на листьях образовались коричневые пятна, желтизна, цветы засохли. Испугался садовник за жизнь своих "зелёных друзей" и принялся с усердием их лечить, поил лекарствами, вносил удобрения, исправно поливал и рыхлил, но они все не поправлялись. И тогда он решил попробовать поменять растения местами : те, которые заболели у дальней стены, он посадил к дальней стенке. День, другой и друг увидел садовник, что дело пошло на поправку, растения стали оживать, а некоторые даже выпустили бутоны и зацвели. И опять в саду воцарились красота и благополучие".
Ребята! Как вы думаете, какое из основных условий так повлияло на здоровье растений? (свет).
Почему заболели растения у дальней стенке? Что случилось с растениями у окна? Подытожу, что оказывается, постоянно следует помнить: по отношению к количеству света комнатные растения делятся на светолюбивые и теневыносливые (первые любят очень много света, вторые так же хорошо растут и в тени и полутени).
Светолюбивые растения отличаются по своих характерным признакам от теневыносливых растений.
Я сегодня вас научу различать растения светолюбивые и теневыносливые. Вот тогда мы сможем помочь садовнику правильно располагать растения по отношению к свету и даже можем составить книгу садовода, в которой поместим свои советы (показываю "Книгу садовода", рассматриваем её).
Затем приглашу детей подойти к группе теневыносливых (кливия, сансевьера, аспидистра). Как вы думаете, ребята, какие это растения, светолюбивые или теневыносливые? (теневыносливые). А почему вы как думаете? Какой цвет листьев у этих растений? (темно - зелёный). Предложу попробовать листья на ощупь. Спрошу, какие они? (плотные, кожистые). В итоге обобщу все характерные признаки теневыносливых растений : все эти комнатные растения могут успешно произрастать в затемненных местах, и большинство из них чувствует себя плохо, когда стоят на ярком свету. листья у теневыносливых растений имеют тесно - зелёную окраску, более плотные и кожистые. Предложу найти на центральной клумбе теневыносливые растения. Попытаюсь узнать у детей, какие признаки растений подсказывают на это.
затем обращу внимание на другую группу растений (пеларгония, герань, хлорофитум, бегония пятнистая, колеус, сеткреазея, генура, бальзамин).
Что можно сказать о цвете листьев? (все растения рассматриваем и называем цвет листьев). Обобщу ответы детей: все светолюбивые растения отличаются от теневыносливых растений цветом листьев. Они любо имеют светло - зелёную окраску листьев, либо пёструю, яркую.
предложу отыскать светолюбивые растения на ближних клумбах и доказать, что они действительно любят свет.
Обращу внимание детей на "солнышко" и "облачко", украшающие сад. Рассмотрим их. Спрошу, отчего наступает пасмурный день? Что хочется делать ребятам, когда ярко светит солнце? (играть).
Предложу вместе с солнышком поиграть. Дети говорят слова: "Солнышко, солнышко, засияй, с нашими ребятами поиграй". И к ним в руки полетят "облачки" и "солнышки" (раздаточный материал). Дети их рассматривают, а затем играют в дидактическую игру "Солнышко и облачко". (Дети по карточке находят растения на клумбе и с помощью "солнышка" и "облачка" показывают знания о светолюбивых и теневыносливых растениях).
На последней карточке покажу фикус. дети отыщут его и определят его отношение к свету. Далее расскажу о фикусе. Фикус родом из Индии. вечнозеленое растение тропиков. В джунглях фикус достигает высоты 30 м, а лист в длину бывает до 1м. Фикус очень полезное растение для человека. Он дает каучук, его поэтому называют резиновым деревом. Древние индейцы делали из смолы фикуса ("слёзы дерева") мячи и играли с ними. А у нас фикус прекрасно украшает сад.
Подведу итог, что ребята прекрасно научились определять растения светолюбивые и теневыносливые. Теперь можно взяться за оформление "книги садовода". скажу, что раз все умеют рисовать, то книгу мы составим из рисунков, только на рисунках обязательно отметим растения светолюбивые - "солнышком", теневыносливые - "облачком".
Предложу детям взять мольберт и все необходимое для рисования. В процессе работы индивидуально закреплю знания детей о светолюбивых и теневыносливых растениях. Под музыку "Вальс цветов" дети торжественно несут свои рисунки к книге (если краски высохли, то кладется прямо в "книгу садовода", если нет, то рядом на бордюр). Затем рассматриваем с детьми рисунки, благодарю за их старание и труд, за помощь садовнику. Предлагаю детям проверить в группе, правильно ли расположены растения по отношению к свету.