Наталья Максимова
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Сюрприз королевы Математики» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Радуга» Лев Толстовского муниципального района
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
«Сюрприз королевы Математики»
Воспитатель: Максимова Н. Н.
2016 г.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Сюрприз королевы Математики“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей : «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».
Форма деятельности : совместная деятельность детей и взрослых.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.
Цель: Освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование). Привлечение интереса детей к использованию палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в развитии познавательных способностей детей.
Программные задачи:
Образовательные : Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение. Учить определять объем сыпучих тел с помощью условной мерки.
Продолжать учить детей работать с логическими блоками Дьенеша (различать их по форме, цвету, размеру и толщине.) Закреплять знание детей о составе числа с помощью цветных палочек Кюизенера. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, выделяя её составные части (условие, вопрос, решение, ответ). Закреплять представления о геометрических фигурах (трапеция, ромб, многоугольник). Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, речь, мышление детей;
Развивать у детей логико-математические представления о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах.
Развивать у детей умение общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью.
Развивать интеллектуально-творческие проявления детей : находчивость, смекалку, сообразительность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к математическим занятиям. Воспитывать умение слушать своих товарищей и желание прийти на помощь.
Словарная работа: Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, условная мерка.
Форма проведения: образовательная деятельность
Материалы и оборудование : Демонстрационный материал : игрушка-Сова, письмо от королевы Математики, сундучок с золотыми медальками,
проектор для показа картинок к составлению задач.
Раздаточный материал : обручи, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, плоскостные паровозики, плоскостные цифры, геометрические фигуры (трапеция, ромб, многоугольник, по две чашки на каждого ребёнка (одна пустая, вторая с гречневой крупой, столовые ложки, палочки от мороженого, фишки.
Предварительная работа: Игры с блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера, ре6шение задач арифметических и на смекалку.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Дети входят в группу под музыку.
Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
Воспитатель предлагает детям встать в круг
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И на места свои пройдём!
Вводная часть
Слышится уханье совы
Прилетает мудрая сова.
Ребята, сегодня у нас в гостях Мудрая Сова. Если вы смотрели программу «Что? Где? Когда?», то знаете, что она является талисманом этой игры. Мудрая Сова появилась у нас не просто так. Она принесла нам письмо. Давайте его прочтём.
Воспитатель читает детям письмо.
«Здравствуйте ребята. Я, королева математики услышала, что вы знаете цифры, фигуры, любите заниматься математикой. Поэтому я приготовила для вас подарок-сюрприз, который находится у мудрой совы. Но чтобы получить его, вам необходимо выполнить все мои задания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда приступайте к выполнению заданий. Я желаю вам удачи».
Воспитатель: Ну что, ребята, вы хотите получить от самой Королевы Математики подарок-сюрприз? Тогда скорее приступаем к выполнению заданий!
Основная часть
ЗАДАНИЕ 1. «Шуточные задачи на смекалку»
Стоит в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (На дубах яблоки не растут)
В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было только 3 тюльпана)
Сколько орехов лежит в пустом стакане? (0 стакан то пустой)
Сколько ушей у трех мышей? (6)
Наступил январь. Вначале распустились 2 ромашки, а потом еще 1. Сколько распустилось цветов?
Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? (Дом)
ЗАДАНИЕ 2. «Накормим птичек»
- Как узнать, сколько птиц можно накормить крупой, если каждая съедает 1 столовую ложку крупы?
- Как называется крупа? – (это гречневая крупа).
- Итак, как же мы узнаем, сколько птиц сможет накормить каждый из вас если каждая птица съедает 1 столовую ложку крупы.
- Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу).
- Чем мы будем измерять? (столовой ложкой)
(демонстрация приемов измерения крупы условной меркой)
- В качестве измерения мы будем использовать столовую ложку. Столовая ложка – это условная мерка.
-Чем будет ложка? (условной меркой).
- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ).
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета.
- Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.
- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем фишку.
(Практическое задание – самостоятельное применение детьми приемов измерения)
- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Не забывайте правило измерения. Приступаем к работе.
- Как узнать, сколько получилось мерок крупы? – (надо сосчитать фишки).
(дети считают количество фишек, обозначают цифрой)
- Я открою вам секрет, у всех в посуде было по 10 ложек крупы. Тот, у кого получилось 10 ложек, измерили правильно
- Так сколько птиц сможет накормить каждый из вас - 10 птиц.
ЗАДАНИЕ 3. Игра с тремя обручами «Помоги лесным зверям»
Ход игры:
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю – все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно. Их должна взять и лиса и волк! А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча (ленточки, веревочки) помогут детям разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности!
ЗАДАНИЕ 4. «Составление и решение задач по картинкам»
ЗАДАНИЕ 5. Физкультминутка
Геометрическая семья.
Дети разбирают геометрические фигуры - трапеция, ромб, многоугольник. Раз, два три покружись и по цвету соберись (получается 3 цвета фиолетовых, 4 цвета желтых, 3 цвета голубых).
Раз, два, три покружись и по форме фигуры соберись
Раз, два три, покружись и по размеру соберись. Должны быть одни большие другие маленькие.
ЗАДАНИЕ 6. Логические задачи с палочками Кюизенера
Расположи палочки так, чтобы белая была между голубой и черной, а черная была бы рядом с жёлтой.
Поезд состоит из трех вагонов (жёлтый, розовый, голубой) Жёлтый вагончик стоит посередине, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде? Палочка какого цвета соответствует числу 10.
Из нескольких палочек нужно составить такую - же по длине, как бордовая, оранжевая.
Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую - же по длине, как оранжевая.
Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
Из каких двух палочек можно составить красную? (состав числа)
У нас лежит белая счетная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
Найти палочку равную сумме фиолетовой и розовой.
Составь поезд из бордового и желтого вагонов. Замени бордовый вагон красными так, чтобы длина поезда не изменилась.
Поезд состоит из красного и фиолетового вагонов. Замени красный вагон розовыми, а фиолетовый— голубыми вагонами. Длина поезда должна сохраниться.
Итог:
- Ребята давайте вспомним, какие задания мы выполняли? Что вам показалось интересным? Что показалось трудным?
Математика - страна очень интересная,
Открывает нам она много неизвестного.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо уметь считать!
Складывать и вычитать,
Сравнивать и различать
Треугольники, круги, линии, квадратики.
Вы сегодня молодцы,
Все мы математики!
Сегодня вы славно потрудились, и конечно заслужили сюрприз от королевы математики.
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка!
Чудо детям сотвори-
И сюрприз им подари!
Открывают красивый сундучок, а там лежат шоколадные медальки с цифрой 5.
Дети прощаются с гостями и уходят.