Театрализованные этюды как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

екатерина тюрина
Театрализованные этюды как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

Мастер - класс

«Театрализованные этюды, как средство формирования

социальных навыков у детей дошкольного возраста»

Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения.

Подробнее остановимся на роли театральных этюдов в формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста.

Театрализованная игра- этюд — это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Учитывается возраст детей. Методика организации подобных игр осуществляется следующим образом: педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные действия героев сюжета, или, если дети подготовлены, импровизируются фрагменты поведения героев.

Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». В театральном искусстве этюд – это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предполагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации. Работа над этюдами развивает умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнёра; формирует навыки конструктивного взаимодействия, так как идёт близкая работа в парах, проигрываются ситуации, разыгрываются картины из сказок, ситуации из жизни.

Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Утешение», «Поздравления и пожелания») - все эти темы близки и понятны детям.

Театрализованные этюды как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление» и т. д.). Эти этюды развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям. Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Дети самостоятельно и с помощью взрослого придумывают место и обстоятельства действия, ситуацию, а потом разыгрывают свои этюды. Они должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

В соответствии с вышесказанным определили цель работы, которая заключается содействии социально – нравственного развитию детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности, а именно средствами театрализованных этюдов.

Мы дифференцировали задачи по направлению социального развития детей и задачи театрализованной деятельности.

Задачи социального направления Задачи театрализованной деятельности

1. Развитие социальных способностей:

-позитивное самовосприятие или положительный «Я» - образ;

-к восприятию другого человека

(внимание, интерес к нему, умение видеть и слышать, чувствовать, понимать его);

2. Развитие социальных навыков:

- установление контактов и действие в ситуации коммуникации (умение вступать в контакт, объединяться, спрашивать, объяснять);

-умение предъявлять требования и разрешать конфликты и проблемы

1. Развивать речь:

-обогащать словарь,

-формировать умение строить предложения,

-добиваться правильного и четкого произношения слов;

-поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности;

2. Формировать положительное отношение к театрализованной деятельности;

Для правильной организации игр-этюдов с детьми мы учитывали следующие принципы:

1. Содержательность игр, разнообразие тематики;

2. Ежедневное включение игр-этюдов во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры;

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

В подборе литературной основы для театральных этюдов с детьми мы руководствовались следующими критериями:

1. Подбор художественного слова должен осуществляться с учетом особенностей детей, чтобы вызывать у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувства сопричастности к тому, о чем рассказывает художественное произведение;

2. Содержание литературного произведения должно поддерживать интерес детей к дальнейшим действиям;

3. Побуждение детей к активности и самостоятельности в использовании умений в ходе игровой деятельности и активизация их использования в повседневной жизни;

4. Содержание литературного произведения должно подходить для драматизации: обязательны игровой сюжет, роли, диалоги, действия персонажей.

Для реализации театрализованных игр- этюдов в работе с детьми младшего дошкольного возраста требуется организация игровой пространственно-развивающей среды. В организации пространства важно:

1. Использовать настольный театр (резиновые и мягкие игрушки, плоскостные предметы-заместители, театральные куклы (пальчиковые и театральные куклы на шариках, би-ба-бо, то есть все виды театра с учетом особенностей детей;

2. Учитывать возможности детей (от простого к сложному, от реалистичных резиновых и мягких игрушек до кукол бибабо, при этом очень важно использовать показ взрослым способов действий с игрушками, моделирование пространства.

Для того чтобы пробудить у детей интерес к играм- этюдам, необходимо проводить их два раза в неделю, продолжительность игры 10-15 минут.

Некоторые из театральных этюдов мы хотим представить вашему вниманию.

1) «Девочка и котёнок»

Девочка гладит котёнка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трётся головой о руки девочки.

2) «Кулёк с конфетами»

У ребёнка в руках воображаемый кулёк с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно.

3) Две подружки встречаются друг с другом и

а) здороваются;

б) спрашивают друг друга о здоровье;

в) прощаются.

4) «Прохожие»

Один из прохожих нечаянно толкнул другого. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.

5) «Маша празднует своё день рождение». К ней приходят её друзья и

а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки;

б) Маша благодарит за поздравления и приглашает к столу;

в) один из гостей опоздал – попросить прощение за опоздание;

г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот.

6) «Две подружки»

Шар надутый две подружки

Отнимали друг у дружки.

Весь перецарапали! Лопнул шар,

А две подружки посмотрели –

Нет игрушки, сели и заплакали…

7) Пошла Маня на базар,

Принесла домой товар.

Родной матушке – платок,

Посерёдочке цветок.

Братьям-соколам –

По козловым сапогам,

Сестрицам-лебедицам –

Да по белым рукавицам.

Все рассматривают подарки, благодарят.

Таким образом, образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. От игры к игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят в образ, овладевают средствами выразительности.

Дети начинают чувствовать ответственность за успех игры, а разыгрывание роли в этюдах детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.

Публикации по теме:

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

План самообразования воспитателя. Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего дошкольного возраста Цель работы:формирование опыта социальных навыков поведения детей младшего дошкольного возраста, воспитание раскрепощенного, социально активного.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Театрализованные этюды как средство формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2014 в 13:18
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

Фотоотчёт о лепке «Божья коровка» во второй младшей группе к Дню на МAAM
Фотоотчёт о проведении продуктивной деятельности с детьми второй младшей группы к дню на Маам, лепке "божьих коровок". Божья коровка, улети на небо,...
Проект «Люби и знай свой Хабаровский край»
Методическая разработка проекта на тему «Люби и знай свой Хабаровский кр ай" Автор проекта :старший воспитатель структурного подразделения дошкольного...
Конспект воспитательного часа «Кораблекрушение» в 6 классе
Данный воспитательный час направлен на сплочение классного коллектива. Подготовила и провела воспитатель Огурцова И. В. Цель: создание благоприятного...