катя картамышева
Театральная деятельность в младших группах
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбора именно нетрадиционного рисования для реализации проекта состоит в следующем:
• Современное общество имеет потребность в творческой личности.
• Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности.
• Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Публикация «Театральная деятельность в младших группах» размещена в разделах
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т. д., а также координации мелкой моторики пальцев рук.
Проект призван решить проблему недостаточности знаний, опыта работы педагогов по техникам нетрадиционного рисования с детьми дошкольного возраста.
Гипотеза проекта: творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Цель проекта: создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- для детей:
Образовательные:
1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
Развивающие:
1. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
2. Развивать творческое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к изобразительной деятельности, умение работать в коллективе.
- для педагога:
- Обеспечить условия для взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
- Создать условия для совместной изобразительной деятельности детей и взрослых.
- Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого ребёнка.
- для родителей:
- Создать условия для осуществления преемственности между детским садом и семьей по вопросам развития творческих способностей детей;
- Способствовать педагогическому просвещению родителей;
- Стимулировать совместное творчество с детьми.
Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались многие ученые. Среди них: Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.
Реализация деятельности по нетрадиционному рисованию направлена на развитие у дошкольников творческих способностей.
Ценностные ориентиры проекта:
• Принцип сознательности нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к изобразительной деятельности.
• Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
• Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
• Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности воспитанников, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
• Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием органов чувств человека в процессе познания.
• Принцип активности предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества у воспитанников.
• Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
• Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
• Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
• Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Практическая направленность проекта.
Содержание занятий направлено на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Обеспечение мотивации во время занятий по нетрадиционному рисованию обеспечивается путем использования:
1. Игровых технологий (игра - основной вид деятельности детей).
2. Сюрпризного момента (любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие).
3. Просьбы о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми.
4. Музыкального сопровождения.
5. Эмоционального объяснения способов действий и показа приемов изображения.
Методологическую основу педагогического проекта составили исследования по проблеме психологии творчества, психологии общих и специальных способностей; исследования по формированию механизмов художественного творчества у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, Дж. Гилфорд) современные концепции развития творческих способностей у детей (А. А. Мелик-Пашаев, A.В. Запорожец, А. М. Матюшкин, Р. М. Грановская и др.). Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников становится одной из важных социально-педагогических проблем.
От того, насколько эффективно удается сформировать творческие способности ребенка, зависит его благополучие и удовлетворенность жизнью в новой «школьной среде». Поскольку школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
Функции различных категорий работников ДОУ, участвующих в реализации проекта.
1. Функции администрации:
- общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль;
- обеспечение работы дополнительного образования;
2. Функции куратора проекта:
- реализация проекта.
Подходы к воспитательному процессу:
• Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
• Опора на чувства ребенка. Только через чувства, жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
• Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
• Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.
Целевая группа проекта :
• воспитанники 3-4лет;
• родители воспитанников;
Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационное: источники информации о нетрадиционных техниках (интернет, журналы, методический материал, наглядный дидактический материал).
- Материальное: акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для детей:
1. Сформированное знание о нетрадиционных способах рисования у детей дошкольного возраста;
2. Самостоятельные умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности (разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования);
3. Развитая мелкая моторика рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительно – двигательной координации,
4. Самостоятельное творчество;
5. Активное взаимодействие в коллективе сверстников.
Для родителей:
1. Компетентность родителей в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
2. Активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Срок реализации проекта: 9 месяцев.
Проектная часть
I Подготовительный этап.
- Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме:
1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
2. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду».
3. И. А. Лыкова «Цветные ладошки».
4. Журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель».
5. И. А. Лыкова «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
- Подбор и разработка мероприятий и занятий с учетом возрастных особенностей детей по развитию художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования.
II этап.
• Работа с воспитанниками группы.
• Работа с родителями воспитанников
• Организация образовательного пространства.
III этап.
• Сбор и анализ результатов выполнения проекта;
• Коррекция деятельности;
• Самоанализ и самооценка работы над проектом;
Работа с воспитанниками строится на использовании следующих педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
• исследования;
• игровых технологий;
• технологии коллективных творческих дел.
• технологии проблемного обучения.
План мероприятий
Мероприятие Сроки проведения
Тематические выставки: «Бабушка рядышком с дедушкой» (ко Дню пожилого человека, «Красавица – Осень», «В декабре – в декабре все деревья в серебре», «Новогодние фантазии», «Нашим отважным папам посвящается», «Милой мамочке цветочки», «Далекий космос», «День Победы». В течение года
Выпуск буклетов (для родителей и педагогов) «Нетрадиционные техники рисования» (по возрастным группам). Конец года
Анкетирование родителей В течение года
Оформление стендовой информации для родителей воспитанников В течение года
Семейный конкурс рисунков на асфальте, посвященный Дню Защиты детей. Июнь
Перспективный план работы.
Тема занятия Нетрадиционные техники Задачи
Сентябрь
1. Мониторинг.
2.
«Мой любимый дождик» Рисование пальчиками Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности.
3.
«Весёлые мухоморы»
(1 занятие) Рисование пальчиками Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.
4.
«Весёлые мухоморы»
(2 занятие) Рисование пальчиками Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа)
Октябрь
1.
«Опята - дружные ребята»
(рисование грибочков) Рисование пальчиками Подводить детей к созданию несложной композиции.
Упражнять в рисовании грибов пальчиком: всем пальчиком выполнять широкие мазки (шляпки опят) и концом пальца — прямые линии (ножки грибов).
2.
«Жёлтые листья летят». Рисование ладошками. Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.
3.
«Осень вновь пришла» Рисование пальчиками, оттиск поролоном. Расширять представление о приметах осени. Учить рисовать всеми пальчиками, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.
4.
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек…» Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком
Ноябрь
1.
«Птички клюют ягоды». Рисование пальчиками. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции.
2.
«Свитер для друзей». Рисование ладошкой и пальчиками. Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить
составлять элементарный узор.
3.
«Солнышко» Рисование ладошками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
4.
«Ягоды на тарелочке». Рисование пальчиками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Декабрь
1.
«елочка» Рисование пальчиками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию
2.
«Зайчик» Рисование пальчиками. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции.
3.
«Лес» Рисование пальчиками Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
4.
«Красивые цветы» Рисование ладошками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
Январь
1.
«В гостях у жирафа» Рисование пальчиками Учить равномерно, распределять пятна на предмете краской, развивать аккуратность, четкость
2.
«Снежные комочки» Рисование тычком жёсткой кистью Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа.
3.
«Птицы клюют ягоды» Рисование пальчиками, оттиск пробкой Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета); закрепить навыки рисования. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство композиции.
4.
«Маленькой ёлочке холодно зимой». Рисование пальчиками Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку.
Февраль
1. «Пушистые котята играют на ковре»
(коллективная работа) Рисование техникой тычкования Продолжать знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
2.
«Вишнёвый компот» оттиск пробкой Продолжать знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
3.
«Шарики воздушные, ветерку послушные.» Разные Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками.
4.
«Кораблик для папы». Скатывание бумаги Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.
Март
1.
«Цветы для мамы» Рисование ладошками, пальчиками, печатками. Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.
2.
«Украшение чайного сервиза» Оттиск печатками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.
3.
«Клоун» рисование восковыми мелками Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма
4. «Весёлый осьминог». Рисование ладошками. Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
Апрель
1.
«Бабочка» Рисование ватными пальчиками, тампонирование Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы.
2.
«Мое любимое животное» Техника тычкования Упражнять в технике тычка. Учить фактурно изображать животное
3.
«Божьи коровки на лужайке». Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).
4.
«Нарядные матрешки» Оттиск печатками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции.
Май
1.
«Петушок-золотой гребешок»
(коллективная работа) Техника бумагопластики Упражнять в скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста).
2.
«Два жадных медвежонка» Оттиск смятой бумагой, ватные палочки. Учит рисовать животных, используя метод штампирования мятой бумагой. Учить дополнять образ животного, используя ранее изученные техники.
3.
«Ночь и звезды» Рисование манкой, скатывание салфеток Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.
4. Мониторинг