Елена Цурикова
Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшей разновозрастной группы
Тема: «Традиции и быт Кубанского казачества»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Темочки
Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды.
Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: макитра, глэчик, чугун, коромысло, черкеска, кауны.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.
Демонстрационный материал: папаха, мужской и женский казачьи костюмы, макитра, чугунок, глэчик, коромысло, вышивки, полотенце, салфетки, украшенные кружевом.
Раздаточный материал: заготовки для рушников, краски, кисти, салфетки, баночки с водой.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, физкультминутка кубанская игра «Кауны», рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами рассматривали фотографии ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие люди, самые дорогие люди. Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники, родычи, предки.
Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами побываем в хате, в которой живёт казачья семья, и увидим некоторые предметы быта, которыми пользовались наши дальние предки.
Возьмём папаху, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». Дети кружатся и повторяют слова, потом проходят в комнату, где расположены предметы быта казаков.
Воспитатель: Вот мы и попали в казачью хату, О, да в этой есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка (встаёт) : Здравствуйте, хлопчики и девчата (низко кланяется! Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, дети дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Мы с ребятами очень хотели побывать в кубанской хате, рассмотреть её, узнать как вы живёте, чем занимаетесь.
Казачка : С удовольствием расскажу вам обо всём. Ребята, как вы думаете, кто был главой казачьего семейства?
Дети: Главой семьи был казак.
Казачка : Правильно. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов.
Посмотрите, какой он носил красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занималась дома по - хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду, приготовить пищу. Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он очень тяжёлый, но, зато каша в нём вкусная. Тесто я замешиваю в макитре - большом, глиняном горшке. Молоко храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. Ну, а чаем угощаю, конечно, из самовара.
Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Посмотрите, что вы видите украшенное вышивкой? Кружевом? (Скатерть, полотенце, салфетки).
Казачка : Правильно. А кто знает, как называется полотенце у казаков?
Дети: Рушник.
Казачка : Умницы. На рушниках вышивали птиц, животных и цветы. Вышитый красный цветок с корнями и бутонами был символом крепкой семьи. Ребята, вы знаете, что означают корни у цветка? Цветы? Бутоны?
Дети: Бабушка и дедушка, мама и папа, дети.
Воспитатель: Молодцы. В крепкой казачьей семье уважают стариков, берегут родителей и любят детей.
Казачка : Рушником встречали гостей и украшали дом, самый красивый вешали в красный, т. е. в красивый, видный угол, где обычно висела икона.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать рушники.
Казачка : А у меня уже тесто подошло, напеку я пирожков, пока вы украшаете рушники.
(Дети проходят в зал, где стоят столы с красками, баночками с водой, салфетками и заготовками для рушников.)
Воспитатель: На Кубани так идёт, что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец,
И блоху он подкуёт, дом добротный возведёт
Утварь всю по дому справит
Чашей полной дом тот станет.
А сейчас мы с вами немного поиграем в казачью игру, которая называется «Кауны». Кто знает, что такое «кауны»? (Арбузы).
(Дети выбирают водящего - «сторожа», которого одевают в жилет, шапку и бороду). Игра проводится 2 раза.
Воспитатель: Мы отдохнули с вами, а теперь давайте распишем рушники.
(Дети выполняют работу).
Воспитатель предлагает взять свои работы и показать их казачке.
Дети вместе с воспитателем переходят в кубанскую хату и показывают свои рушники. Казачка рассматривает работы детей и хвалит их.
Казачка : А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чём я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка : А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка : Как называется посуда, в которой получается очень вкусная каша?
Дети: Чугун.
Казачка : Из чего поили чаем гостей?
Дети: Из самовара.
Казачка : С помощью чего приносят воду из колодца?
Дети: Коромысло.
Казачка : Ну, молодцы. На прощанье хочу я вас угостить пирожками. Принимайте угощение.
(Дети прощаются с казачкой и вместе с воспитателем проходят в группу).