Алина Хадиуллина
Развивающее занятие в старшей группе «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающее занятие в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района РТ
Тематическое поле: познание, окружающий мир
педагог-психолог
Хадиуллина Алина Рабитовна
«Учимся играя»
Публикация «Развивающее занятие в старшей группе „Учимся, играя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Основным видом деятельности дошкольного возраста является игра, наиболее доступный вид деятельности для детей и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности интеллекта, его эмоциональность, активность. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем ему предлагается. Поэтому все упражнения проводятся в игровой форме. Задания составлены в определенной последовательности: первоочередное развитие тех процессов, которые являются базовыми для других.
Программное содержание:
1. Развивающие :
- развитие диалогической и монологической речи;
- развитие долговременной памяти, наглядно-образного, словесно-логического и ассоциативного мышления, произвольного и слухового внимания, воображения;
- формирование творческого начала, воображения;
- развитие общей и тонкой моторики рук.
2. Воспитательные:
- поддерживать эмоционально-положительный комфорт;
- развивать любознательность;
- формировать навыки сотрудничества, инициативности, самоконтроля;
- воспитывать аккуратность в работе;
- формировать доброжелательность, ответственность.
Методические приемы: вопросы, игровые приемы, сюжетные картины.
Демонстрационный материал: 5-6 составных матрешек; карточки с изображением различных предметов (игровой уголок, стол, портфель, платяной шкаф, тетрадь); резиновый мяч; пластмассовые овощи и фрукты; бумага, карандаши; нитки, иголки; бусинки, разные по цвету, форме, размеру.
Ход занятия
Занятие начинается с расслабления детей. Необходимо снять напряжение и скованность. Детям предлагается представить, что они снеговики. У них есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки. На улице светит веселое солнышко. И вот потихонечку каждый снеговичок начинает таять. Дети должны представить, как сначала тает голова, потом руки, и затем туловище. И вот они превращаются в лужицу и растекаются по земле.
Так с помощью воображения детей происходит их расслабление. Затем мы начинаем игровое развивающее занятие.
Задание 1. Что делают матрешки?
Цель: развитие восприятия
Игровой материал: 5-6 составных матрешек на каждого ребенка.
Ход работы: сначала дети вместе с педагогом выстраивают матрешек в ряд, по росту. После этого можно поделить всех матрешек на группы, как в детском саду: подготовительная, старшая, средняя, младшая. (На столе выделяется место для каждой из групп) дети отводят своих матрешек в разные группы, взрослый следит за правильностью.
Затем можно поиграть в «Каравай». Малыши образуют хоровод и играют в знакомую игру : «Вот такой вышины (ширины, вот такой нижины (ужины, каравай, каравай, кого хочешь, выбирай!» В это время матрешек тоже выстраивают в хоровод. Можно собрать матрешек на прогулку в пары по росту.
В заключение матрешки собираются в одну.
Задание 2. Положи картинки на свое место.
Цель: развитие мышления
Игровой материал: карточки с изображением любых знакомых ребенку мест (игровой уголок, обеденный стол, портфель, платяной шкаф, а также картинки с предметами, которые могут находиться в этих местах.
Ход работы: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и разложить их по тем местам, где они должны быть. Можно расспросить детей: какие предметы и вещи хранятся в холодильнике, шкафу, тумбочке и т. п. Почему нужно каждый предмет класть на свое место?
Задание 3. «Закончи слово»
Цель: развитие скорости мышления.
Ход работы: ребенку предлагается поиграть в такую игру : психолог начинает слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивает. «Отгадай, что я хочу сказать! По…» - так начинается игра.
Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.
Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предлагается ему придумать (отгадать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.
Задание 4. «Земля-воздух».
Цель: развитие внимания.
Игровой материал: мячик.
Ход работы: ведущий называет какой-либо предмет и бросает одному из игроков мячик. Если этот предмет связан с землей, игрок должен поймать мяч, если с воздухом – отбросить. Игру следует проводить в свободном темпе. Возможны варианты, например, если предмет большой – мяч отбросить, маленький – поймать; летает – поймать, не летает – отбросить.
Задание 5. Что исчезло?
Цель: развитие памяти.
Игровой материал: 9 небольших пластмассовых овощей и фруктов.
Ход работы: на стол раскладываются предметы. Дети внимательно рассматривают их, затем отворачиваются, и психолог убирает один предмет. Дети называют предмет, который исчез. Аналогично проведение игры на последовательность. В зависимости от уровня развития детей количество фигур может быть и меньшим.
Задание 6. Игра «Я – фотоаппарат»
Цель: Развитие зрительной памяти, внимания.
Предлагается ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Задание 7. Шоколадная страна.
Цель: развитие фантазии, творческого мышления детей.
Игровой материал: бумага, карандаши.
Ход работы: попросить детей описать условия жизни и поведения человечков из Шоколадной страны. Можно нарисовать какую-то ситуацию из их жизни и рассказать об этом. Возможны аналогичные варианты с человечками из Стеклянной, Пластилиновой страны.
Задание 8. Бусинки.
Цель: развитие тонной моторики и зрительно-двигательной координации.
Игровой материал: нитки, иголки; бусинки, разные по цвету, форме, размеру.
Ход работы: нанизывание бусинок на нитки. Нужно следить за тем, чтобы была определенная последовательность при формировании бус. Можно показать различные варианты бус.
Список использованной литературы
1. Веракса А. Н., Гуторова М. Ф. Практический психолог в детском саду. М.,
2012 г.
2. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. М., 2010 г.
3. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д., 2011.
4. Герасимова А. Г. Тесты для подготовки к школе. М., 2007.