Варвара Карымова
«Угадайка». Методика загадывания загадок детям
▼ Скачать + Заказать документы
В загадках даётся краткое описание предмета, его качества, значение; определения всегда точные и меткие.
Отгадывание загадок "доставляет уму ребёнка полезное упражнение". Процесс разгадывания загадок обостряет внимание ребёнка, приучая осознавать значение слов и правильного его употреблять.
Загадки, заставляют полюбить живописность русского языка.
В загадке сам предмет не называется, а по точным признакам, характерным действиям надо его определить.
Основные требования к загадкам, следующие:
Публикация «„Угадайка“, Методика загадывания загадок детям» размещена в разделах
- по содержанию загадка должна соответствовать кругу представления детей;
- загадка должна быть написана простым и в то же время образным языком; одно или два непонятных слова в загадке часто задерживают разгадывания её смысла, и мне приходится перед тем, как прочитать объяснить значение слова.
Как и когда лучше загадывать загадки?
Загадывание загадок практикуется в связи с режимными моментами, и во время прогулки, и чаще всего в процессе игры. Так увидев, как женщина с ведрами на коромысле пошла по воду, я, указывает на неё, говоря:"Два братца пошли в реку купаться". В таких случаях детям бывает легко соотнести загадочные образы с предметами, которые они видят.
Придя с детьми осенью в огород, я говорию: Дети посмотрите: на грядках растут огурцы, морковь, репа,подсолнух, горох и другие растения. Подумайте, о каком растении можно сказать:
Золотое решето
Чёрных домиков полно,
Сколько чёрных домиков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Дети начинают отгадывать. Слышатся такие реплики как: "Огурцы, Горох, Подсолнух".
Я ещё раз читает загадку, спрашиваю:
-Можно ли про огурец сказать что он золотой? Какого он цвета?
-Можно ли сказать, что у огурца черные зёрнышки?
Затем показываю детям подсолнух и спрашиваю:
-А вот про подсолнух можно сказать, что он золотой? Можно.
В загадке сказано :"черных домиков полно". Что сравнивается с черными домиками? Семечки.
А кто белые жильцы? Зёрнышки.
Таким образом помогаю детям понять загадку.
Вопросы мои могут быть прямыми, непосредственными и опосредствованными. Например:
Кто на себе свой домик носит?
Загадываю загадку. Дети не знают ответ, и я спрашиваю: " Может быть вы вспомните такую дразнилку:
Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе кусок пирога.
-Куда же улитка прячет свои рога? В домик.
-Вот про улитку я и загадываю загадку : Кто на себе свой домик носит?
В старшей группе дети сами придумывают загадки.
Например: Зимой, катаясь на ледяной горке и играя с ледяными корочками, дети на опыте познали свойства льда и стали загадывать загадки про лёд.
Холодно - лежит,
Солнце пригреет -бежит.
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь-собрать не сумеешь.
В результате наблюдения за кроликами детьми было составлена загадка : Маленькие ребятки.
Шёрстка у них гладка,
Любят овощи с грядки.
Про ежа дети сочинили такую загадку :
Не ёлка, а колка;
Не кот, мышей ловит.
Загадывая загадки можно и на занятии в связи с наблюдением предметов здесь знакомство тетей с загадкой является не главной задачей, а попутной, но решение её помогает детям осмыслить переносное значение слова.