ольга моисеева
«Уголок занимательной математики как средство математического развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Уголок занимательной математики как средство математического развития детей дошкольного возраста».
1 слайд
Уголок занимательной математики как средство математического развития детей дошкольного возраста. Создание уголка занимательной математики невозможно без развивающей предметной среды.
2 слайд
Публикация «„Уголок занимательной математики как средство математического развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оформление детских садов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Хотелось бы обратиться к высказыванию Александра Владимировича Запорожца.
Предметный мир детства – это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности ни одна из них не может полноценно развиваться вне предметной организации.
3 слайд
Создание и деятельность в уголке занимательной математики невозможно без организации развивающей предметно-пространственной среды. Что же следует понимать под развивающей средой?
Развивающая предметно-пространственная среда
Естественная комфортабельная обстановка;
Рационально организованная в пространстве и времени;
Насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет исходя из своих интересов и возможностей, стремление к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.
4 слайд
Предметно-пространственная развивающая среда включает в себя три компонента:
предметное содержание,
его пространственную организацию
и их изменение во времени.
5 слайд
К предметному содержанию относятся:
игры, предметы и игровые материалы; это игры с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (развивающие игры, пазлы, геометрический конструктор).
учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (схемы-модели, обучающие книги, журналы, числовая лесенка, альбомы).
оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей. (материалы для экспериментирования, измерений).
Организовать в группе уголок необходимо таким образом, чтобы его содержание и наполняемость соответствовало возрасту детей, позволяло максимально проявлять самостоятельность и активность, свободу выбора деятельности.
Педагог в соответствии с возрастом детей обеспечивает сменяемость игрового материала :
Новыми и более сложными развивающими играми.
6 слайд
В создании уголка занимательной математики, в организации развивающей среды в каждой возрастной группе, мы обратились к методической литературе программы «Детство». Руководствуясь данной литературой, педагогам были предложены рекомендации по организации и пополнении уголка занимательной математики логико-математическими играми в каждой возрастной группе. Но надо отметить, что уголки занимательной математики пополнялись ещё и развивающими играми Воскобовича, Никитина, и другими развивающими играми, которые могут использовать педагоги, работающие и по другим программам.
7 слайд
Особое внимание мы обратили на пространственное расположение уголка. На то, что необходимо отвести в группе специальное место для игротеки, обозначив его названием с героями, ярким плакатом математической направленности (с использованием цифр-образов, форм предметов разного размера, подвесных мобилей (с геометрическими фигурами, телами)
Необходимо учитывать, что в современный детский сад приходят дети с разным опытом освоения математических представлений. Однако следует учитывать уровень развития дошкольников. Поэтому наиболее предпочтительны развивающие игры во второй младшей группе типа «Сложи квадрат», «Прозрачный квадрат Воскобовича». Такие игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, ребенок знакомится с величиной, с пространственными отношениями. Все развивающие игры имеют свой уровень сложности по возрастным особенностям, поэтому игры повторяются от возраста к возрасту. В своей работе с детьми педагоги в совместной деятельности учитывали это.
8 слайд
Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета. Особый интерес у детей проявляется к логическим Блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизинера. Пособия интересны тем, что представляют несколько свойств одновременно (цвет, форму, размер, толщину в блоках; цвет и длину в палочках).
9 слайд
В средней группе следует обратить внимание на следующие игры: это Мастерская форм и кодирование. Мастерская форм предполагает ознакомление ребенка с геометрическим многообразием мира, развитие воображение, мышления. В среднем возрасте дети активно осваивают средства и способы познания, поэтому необходимы игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, материалу, воссоздание целого из частей. Поэтому новым в этом возрасте является плоскостное моделирование.
10 слайд
Осваивание таких игр как «Танграм». Средний возраст начало важного периода развития знаково - символической функции сознания. Появляются новые игры на развитие пространственного видения, воображения, зачатков логического мышления. Таким играми являются игры Никитина УГАДАЙ-ка.
11 слайд
В старшем дошкольном возрасте продолжается работа в данном направление происходит усложнение материала и закрепление прошедшего материала. В группе выделяется также место для игротеки. Это развивающие игры, направленные на развитие логического действия сравнения. Логических операций классификации, сериации. Для развития логики используют игры с логическими блоками Дьенеша. Традиционно используются развивающие игры на плоскостное моделирование. Танграм, Монгольская игра, Колумбово яйцо.
12 слайд
Развитие логического мышления и логических операций позволяет детям освоить способ образования и состава числа, сравнение чисел. Поэтому педагог использует следующие логико-математические игры :
«Палочки Кюизинера»
«Цифра-домино»
«Математические корзиночки»
«Счетовозик»
«Играем в математику»
«Кубики для всех»
«Геоконт»
«Геовизор»
«Игры Никитина
«Головоломки»
13 слайд
В подготовительной группе дети имеют некоторый опыт освоения математической деятельности (вычисления, измерения) имеют обобщенные представления о форме, размере. Пространственных характеристиках. Складываются обобщенные представления о числе. Игры на плоскостное моделирование.
14 слайд
Дети проявляют интерес к арифметическим задачам и логическим., головоломкам. Развитие произвольности, планирования позволяет широко применять игры с правилами. Шашки. Шахматы.
15 слайд
К предметному содержанию развивающей среды относятся учебно-методические пособия, модели.
16 слайд
К предметному содержанию относиться ещё один компонент: оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (экспериментирование, измерение).
В младшем возрасте происходит накопление чувственного опыта ребёнка, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды.
17 слайд
При организации детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте, стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов. Которые, помогают познавать мир.
18 слайд
Перспектива на будущее
Пополнить методический кабинет:
развивающими логико-математическими играми В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, ;
развивающими видеопрограммами для детей по математическому развитию.
В презентации использовалась следующая методическая литература:
1. З. А. Михайлова,Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец " Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста". Издательство "Детство-Пресс; Санкт-Петербург