Елена Нестерова
«Умеем знания дарить». Занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).
Цель. Закрепление понятий гласный и согласный звук путем дифференциации артикуляции звуков через использование театральной деятельности.
Задачи:
-расширение словарного состава языка;
-автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;
-профилактика дисграфии, дизорфографии;
Публикация «„Умеем знания дарить“, Занятие по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2014
-подведение к умению выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев;
-развитие памяти, внимания, мышления;
-создание атмосферы сотрудничества учителя-логопеда с детьми, детей друг с другом.
Оборудование:
-индивидуальные зеркала;
-индивидуальные карточки-картинки с заданием;
-картинки, дублирующие индивидуальные карточки-картинки;
-символы гласных и согласных звуков;
-гласные буквы, буква С (магнитные);
-словарь С. И. Ожегова;
-цветные карандаши, ручки (синие, красные, зеленые);
-костюмы (сценические);
-мультимедийная установка;
-слайды (портрет С. И. Ожегова, горы, пустыня, лес, Чебурашка и крокодил Гена, экскаватор, жираф).
-вокализ С. Рахманинова в исполнении детского хора.
-музыка В. Шаинского “От улыбки”.
Ход итегрированной образовательной деятельности.
I. Организионный момент.
Учитель-логопед. Я рада видеть Полину, чье имя обозначает “солнечная”. Владислава, чье имя обозначает “владеющий славой”. Артема, что значит “невредимый”. Алексея, его имя обозначает “защитник”…
(Даются значения имен присутствующих детей).
II. Основная часть.
Учитель-логопед. Ребята, объясните значение слова “преграда”.
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Более точно объясняют значения слов специальные книги- словари. С помощью словаря я узнала значения ваших имен. А этот словарь (демонстрация словаря) объясняет 57 тыс. слов. Над ним работал великий русский ученый Сергей Иванович Ожегов (слайд 1). В словаре говорится так : “Преграда- это то, что преграждает что-нибудь, преграда-это затруднение”.
Преградой на пути человека могут быть высокие горы (слайд 2, жаркие пустыни (слайд 3, непроходимые леса (слайд 4).
(Слайд 5). Ребята, кто это?
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Правильно. Это Чебурашка и крокодил Гена. Я догадалась, Чебурашка как и вы собирается в школу. Крокодил Гена просит вас поделиться с ним своими знаниями. Вы согласны?
(Ответ детей).
Учитель-логопед. Мы говорили о преградах на пути человека. А когда произносятся звуки, что может быть преградой для свободного прохождения воздуха?
(Ответы детей). Губы, зубы, язык.
Учитель-логопед. Правильно. Прослушайте следующее. (Звучит вокализ С. Рахманинова в исполнении детского хора).
Назовите услышанный звук.
(Ответы детей: “Звук [А]”).
Учитель-логопед. Почему этот звук можно было петь?
(Ответ детей: “Потому что зубы, губы, язык преграду не образуют, не мешают свободному прохождению воздуха”.)
Учитель-логопед. Произнесите звук [А] глядя в зеркала, убедитесь,что нет преграды для свободного прохождения воздуха. Как называются звуки, которые можно петь?
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Назовите гласные звуки. Поместите на доску буквы. Почему эти звуки можно петь?
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Предлагаю показать это Чебурашке, став артистами в нашем “ Театре звуков”. Прошу пройти и надеть сценические костюмы.
(Под звучание музыки В. Шаинского “От улыбки” дети подходят к импровизированной сцене, где на стульчиках помещены сценические костюмы:
красный колпачок – звук [А];
бледно-розовый колпачок – язычок;
белые колпачки (2) – зубы;
розовые копачки (2) – губы;
прозрачный плащ-накидка – воздух.
Учитель-логопед назначает на роли. Дети надевают костюмы и садятся на стульчики).
Учитель-логопед. Действие 1.
(Ребенок, играющий звук [А], выходит вперед.)
“Я – звук [А]. Звук [А]- гласный звук”.
(Ребенок, играющий роль языка, выходит вперед.)
“Я – язык. Когда произносится любой гласный звук, я не мешаю свободному прохождению воздуха”. (Отходит в сторону).
“Мы – зубы. Когда произносятся гласные звуки, мы не мешаем прохождению воздуха, преграду не образуем”.
(Дети, играющие роль зубов, выходят вперед, после произнесенных хором слов, расходятся в разные стороны. Дети, играющие роль губ, выходят вперед, встают перед “зубами”).
“Мы - губки. Когда произносится любой гласный звук, мы не мешаем свободному прохождению воздуха. ” (Расходятся в разные стороны).
“Я – воздух. Когда произносится любой гласный звук, я прохожу свободно”. (Ребенок важно шагает между далеко стоящими персонажами.)
Учитель-логопед. Молодцы, ребята. Чебурашка все понял. Снимите костюмы, займите места за столами. (Звучит спокойная музыка).
Отгадайте загадку:
“К нам во двор забрался крот.
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот. ”
(Ответ детей).
Экскаватор. (слайд 6)
(Дети повторяют слово по очереди)
Учитель-логопед. Назовите третий звук в слове “экскаватор”.
(Ответ детей). Звук [С].
Учитель-логопед. Этот звук дает буква С.
Букву С писать нам просто.
С как серп, кривой и острый.
Буква С похожа на полуовал. Сделаем его из пальчиков.
Указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.
Напишите букву С на доске. (Один ребенок выполняет задание).
Учитель-логопед. Какие звуки дает буква С?
(Ответ детей). Звуки [С,С’].
Учитель-логопед. Эти звуки- согласные. При произнесении согласных звуков язык, зубы или губы мешают свободному прохождению воздуха, образуют преграду.
Произнесите звук [С’] глядя в зеркала. Рассмотрите преграду, которую образуют язык и зубы. (Дети выполняют задание).
Учитель-логопед. Предлагаю показать это. Прошу пройти и надеть костюмы. (Педагог назначает на роли).
(Дети выполняют задание под музыку В. Шаинского “От улыбки”.
Сценические костюмы:
зеленый колпачок- звук [С’];
бледно-розовый колпачок- язычок;
белые колпачки- зубы;
прозрачный плащ-накидка – воздух.)
Учитель-логопед. Действие 2.
Ребенок, играющий роль звука [С’], выходит вперед.
“Я- звук [С’]. Звук [С’]- согласный, мягкий, глухой. Когда произносится звук [С’], язык (указывает на него рукой) и зубы (указывает на них рукой) образуют преграду.
(Дети, играющие роль зубов и языка, выходят вперед и соединяют руки- встают в “ручеек”. Ребенок, играющий воздух, выходит вперед).
“Я- воздух. Когда просится звук [С’] язык (указывает на него) и зубы (указывает на них) мешают моему свободному прохождению. (Говорит возмущенно и проходит через “ручеек”).
Учитель-логопед. Молодцы! Снимите костюмы, займите места за столами.
Перед вами картинки, назовите изображенный предмет.
(Ответы детей: “Стол, диван, шкаф, стул, врач”. Педагог помещает на доску дублирующие картинки).
Учитель-логопед. Выполните звуковой анализ данных слов. (Педагог проверяет правильность выполнения задания). Молодцы! Ошибок нет.
На доске учитель-логопед пишет слово “жираф”.
Учитель-логопед. Прочтите написанное на доске слово (слайд 8). Проверьте правильность его написания, не допустила ли я ошибку?
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Какой звук слышится после звука [Ж]?
(Ответ детей).
Учитель-логопед. Какая буква пишется после буквы Ж?
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Каким правилом я пользовалась при его написании?
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Молодцы, ребята! (Стирает написанное слово).
Посмотрите на доску. Запомните картинки. (Логопед убирает картинки с доски).
Назовите предметы, изображенные на картинках.
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Какой предмет лишний и почему?
(Ответы детей).
Учитель-логопед. Выполните на доске звуковой анализ слова “врач”.
(Выполняется задание).
Учитель-логопед. Прошу вас стать артистами, может быть кто-то из вас выберет для себя эту интересную профессию.
Встали в круг. Вокруг себя повернись, Полина, в звук [з] нарядись, выбери нужный колпачок, встань в круг.
Алеша, в звук [в] нарядись…
Артем, в звук [у] нарядись…
Владислав, в звук [к’] нарядись…
Игорь, в звук [и] нарядись…
(На стульчиках помещены колпачки красного, синего с колокольчиками, синего без колокольчиков, зеленого с колокольчиками, зеленого без колокольчиков цветов. Ребенок должен выбрать соответствующий звуку головной убор. Действия выполняются под музыку).
Ребята, назовите слово, в котором есть все эти звуки.
(Ответ детей). Слово “звуки”.
Учитель-логопед. Верно! Именно они были героями нашего представления, о них мы рассказывали Чебурашке.
Заключение.
Учитель-логопед. Ребята, перед вами ручки: зеленые, красные, синие. Если вы захотите рассказать своим друзьям о гласных звуках, возьмите красную ручку; о согласных звуках, возьмите синюю и зеленую ручки. Если захотите рассказать о гласных и согласных звуках, возьмите все три ручки. (Дети берут ручки).
Учитель-логопед. Молодцы! Мы с крокодилом Геной дарим их вам, а вы дарите свои знания друзьям!