АННА ИВАНОВНА ЛИТОВКА
Мероприятие «Урок астрономии. Тайны звёздного неба»
▼ Скачать + Заказать документы
«Урок астрономии: тайны звёздного неба»
[h3]Конспект тематического НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности[/h3]
Цель – формирование представлений о звёздах, о созвездиях, развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
- Дать понятие о звёздах, как космических телах;
- Закрепить знание о космических объектах (звезда, солнце, созвездие, метеорит, комета, чёрная дыра);
- Сформировать и укрепить интерес к астрономии, к познанию окружающего мира.
Публикация «Мероприятие „Урок астрономии, Тайны звёздного неба“» размещена в разделах
- Звездное небо, созвездия
- Космос. Все о космосе для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Материалы: проектор, интерактивная доска, фортепиано, столы, стулья, карандаши, шаблоны звёзд, физкультурные кольца, шарики из фольги, мячи.
Ход мероприятия:
Дети под музыку входят в музыкальный зал
Музыкальный руководитель. Выйдем ночью мы во двор
И посмотрим в небо.
Сколько звёзд, светил, планет
Во Вселенной этой!
Там созвездие Дельфин и Кассиопея,
Млечный путь течёт рекой,
Увидишь Водолея.
Сколько тайн хранит в себе
Астрономия – наука,
Расскажет всё понятно.
Отгадайте загадку: рассыпались по овчинке
Золотые песчинки,
А когда рассвело,
Их как ветром смело. (звёзды)
Ребята, я думаю, что все вы когда-нибудь видели звёзды. Правда? Кто-нибудь пытался сосчитать их? Получилось?
Скажите куда прячутся звёзды днём? А они никуда не прячутся, остаются на своих местах, просто из-за ярких лучей Солнца их не видно.
Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Звёзды»
Пальчиковая игра «Звёзды»
Цель: развитие мелкой моторики рук.
В небо мы глаза подняли, –поднимаем руки вверх и смотрим в потолок
Звёзды сосчитать мечтали. – указательным пальцем «считаем»
Раз, два, три, четыре, пять – загибаем по порядку пальцы правой руки
Звёзды нам не сосчитать. – загибаем пальцы левой руки
Ночью звёзды светят ярко, – сжимаем, разжимаем кисти рук
Утром им от Солнца жарко. – машем на себя ладошками
С неба звёзды исчезают, – приседаем
Солнышко во всю сияет – встаём и машем руками над головой
Кто знает, как называется самая близкая к нам звезда?
Это Солнце!
Возле Солнца находятся некоторые планеты (кстати, наша планета Земля тоже). Все вместе они называются Солнечная система.
У каждой планеты есть своё название, своё имя: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.
Для того чтоб вы лучше запомнили названия планет, поиграем в игру, которая называется «Кому нравится»
Артикуляционная гимнастика «Кому нравится»
Кому нравится Юпитер, тот морожено любитель – облизываться («варенье»)
Кому нравится Меркурий – губки вытяни, сощурись – вытянуть губы трубочкой («трубочка», нахмурить брови
Кому нравится Уран – открой рот как доберман – «клацать» зубами
Кому нравится Венера – обезьянка у вольера – показать язык, спрятать
Кому нравится Нептун – топай как медведь – шатун – топать ногами с широко открытым ртом
Кому нравится Сатурн – спи теперь медведь – шатун – имитировать храп
Если нравится вам Марс, покажите дружно класс! – показать большой палец вверх
Если нравится Земля – пойте вместе ля, ля, ля!
Вокальное упражнение «Зем-ля-ля-ля»
Цель: развитие координации голоса и слуха, формирование певческого дыхания.
Знаете ли вы, что планеты двигаются вокруг солнца и благодаря этому на Земле меняются времена года.
Сейчас предлагаю превратиться в планеты (для этого возьмите мячики, ведь они чем – то напоминают планеты) и двигаться то, приближаясь к Солнцу, то отдаляясь от него. Необходимо исполнить танец планет.
МРД танец – импровизация «Танцы планет»
Цель: развитие двигательных навыков, воображения, творчества.
В астрономии есть такое понятие как парад планет. Это явление, при котором некоторое количество планет нашей Солнечной системы выстраиваются на одной прямой линии от Солнца, то есть выстраиваются в ряд.
Игра «Парад планет»
Цель: развитие ориентации в пространстве, координации движений, тембрового слуха.
Ход игры: под музыку дети двигаются по залу вразброс, с остановкой музыки выстраиваются в одну линию.
(если позволяет время, можно использовать игру «Земля – Космос». Под музыку дети бегают по музыкальному залу, с окончанием садятся на стульчики и поднимают ноги. Ещё одна игра на закрепление названий планет «Сатурн». Каждому ребёнку кладутся на голову физкультурные кольца (как у Сатурна). И по сигналу дети наперегонки проходят от одной части зала к другой, не уронив кольцо.
В конце лета происходит удивительное явление в космосе – звёзды рассыпаются дорожкой, как будто рассыпана звёздная пыль. Это в астрономии называется Млечный Путь. И пройтись по этому пути ещё никто не смог.
Сейчас мы с вами устроим свой Млечный Путь. И всё таки пройдёмся по звёздам.
Игра «Млечный Путь»
Цель: развитие координации движений, равновесия, ориентации в пространстве.
Ход игры: на полу разложены вразброс звёзды, дети под музыку проходят по звёздам так, чтобы не оступиться и не сбить другого.
Но помимо планет и звёзд в космосе имеются и другие небесные тела. Например, это комета. У неё большой красивый хвост.
Послушайте стихотворение:
Путешествуют кометы
Но совсем не как планеты.
Из конца в конец системы
К нам кометы прилетели.
Ледяное в них ядро
Может плавиться оно.
Ближе к Солнцу подлетает
Хвост комета обретает.
Иногда их даже два,
Вот такие вот дела.
(если позволяет время можно провести игру «Хвост кометы». Один ребёнок назначается кометой. Он оббегает вокруг Солнца (стульчика или столика или фишки и т. д., возвращается, берёт за руку другого ребёнка, так же оббегает, возвращается, берёт третьего и так далее, пока все дети не станут хвостом кометы.)
А ещё в Космосе есть чёрная дыра. Она засасывает в себя любые небесные тела, приблизившиеся к ней.
Слайд 16
Дыхательная гимнастика «Не попади в Чёрную дыру»
Ход: на столе лежат различные предметы из бумаги, напоминающие небесные тела. На одном конце стола лежит нарисованная Чёрная дыра. Задача детей сдуть все предметы на пол – «В Космос», чтобы не попали в Чёрную дыру.
В конце лета, в начале осени происходит такое космическое явление, которое астрономы называют «Метеоритный дождь», а мы простые люди, не астрологи называем это просто – «Звездопад».
Предлагаю устроить свой Метеоритный дождь.
Игра «Метеоритный дождь»
Цель: развитие ловкости, цепкости пальцев рук.
Ход игры: дети берут в руки шарики из фольги, подбрасывают вверх и ловят.
Существует старинное поверье: «Если видишь, как падает звезда, нужно быстро загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я летом насобирала много звёзд и хочу с вами поделиться. Но вот какое дело, пока они лежали у меня в шкатулке – выцвели и стали белыми и не красивыми. Предлагаю вам раскрасить звёздочку и попросить её исполнить ваше желание. Только в слух желание не произносите, а то не исполнится.
ИЗО деятельность «Звезда – мечта»
Цель: развитие моторики рук
Ход: дети под музыку «Маленький принц» или «Мне звезда упала на ладошку» карандашами раскрашивают звёзды.
Звёзды, небо, Космос всегда манили к себе людей – они прекрасные, близкие и одновременно далёкие. Сегодня вы стали чуть ближе к звёздам, потому что узнали о них что-то новое.
Так как же называется наука, которая изучает звезды и прочие небесные тела? Это астрономия – наука интересная, многогранная и удивительно красивая.
На память о сегодняшней встрече хочу подарить вам вот такие звёздочки. Чтобы даже в пасмурное время с вами всегда была звезда и напоминала, что всегда нужно стремиться к своей мечте.
Дети под музыку выходят из музыкального зала