Людмила Коледина
Конспект комплексного занятия «Уроки казачьего мастерства»
▼ Скачать + Заказать документы
"Уроки казачьего мастерства"
Конкурсная работа.
«Донской женский народный костюм».
Цель: 1) Познакомить детей с историей возникновения и происхождения женского казачьего костюма.
2) Активизировать словарь по теме.
3) Учить рисовать женский костюм в комплексе : кофта и юбка. Используя иллюстрационный и наглядный материал.
4) Развивать познавательный интерес к национальным костюмам, орнаменту на одежде.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Уроки казачьего мастерства“» размещена в разделах
5) Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
Методические приё мы:
• Наглядный
• Словесный
• Практический
Материалы: верёвочка с горшочком для игры, 4 куклы бумажные с одеждой, листы бумаги А4 формата, фломастеры, цветные карандаши, простой карандаш (ТМ, ластик.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением комплексов женского костюма. Костюм казачка, платки.
• Предварительная работа: Экскурсия в музей «Подкова». Рассматривание фотографий, открыток казаков, казачек в одежде разных поколений.
Продуктивная деятельность: рисование частей костюма по шаблону.
Ход занятия : Звучит аудиозапись «Весеннего вальса» Б. Тихонова. Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: В нашей группе сегодня создана небольшая выставка. Посмотрите. Скажите, что такое музей? (Ответы детей). Да, музей – это такое помещение, где собирают и хранят старинные и очень красивые предметы: картины, книги, посуду, одежду и многое другое. Вы в этом убедились, когда были в музее «Подкова» на экскурсии.
Я хочу рассказать вам о «Донском женском народном костюме». Старинный женский казачий костюм бытовал на Дону долгое время. (Дети рассматривают иллюстрации на выставочных стендах). Одежда как вы видите разная. Это зависело где жила казачка.
В связи с этим мы видим разные элементы в одежде казачки. Среди казачек бытовало несколько различных комплексов одежды : с кубелеком, с поневой, с сарафаном, с сукманом. (Дети садятся на стулья полукругом).
• В первом комплексе чувствовалось влияние Востока (Воспитатель достаёт из коробки бумажную куклу – казачку). Основная часть костюма это платье – кубелек с позолоченными пуговицами, и пояс «татаур» надевали его выше талии, шили из парчи. Под кубелек надевалась длинная рубаха до пят из шёлка.
• У этой куклы яркий синий сарафан – кумашник. Есть нагрудничик. Сарафан украшают узоры и цветные ленточки. Впереди на поясе фартук, который называют – запон.
• У третьей куклы сарафан – сукман. Накладная одежда с короткими рукавами подвязана кушаком (поясом). Вот ещё посмотрите комплекс с поневой. (Дети рассматривают четвертую куклу). Длинное платье из легкой ткани, а сверху юбка из трёх полотен и завязывалась с боку. На голову одевали рогатую «кичку», на ногах красовались «ичиги» - узорные сапоги из кожи или сафьяновые туфли. (Дети повторяют название комплексов одежды четырех кукол – казачек).
Хочу обратить ваше внимание на мой костюм. Кофта и юбка. Такой комплекс одежды одевают сейчас женщины казачки. Конечно, в повседневной жизни нет, но в праздники, на ярмарку, казачьи гулянья, с большим удовольствием. Любят казаки и казачки повеселиться, песни петь и поиграть не прочь.
Я предлагаю поиграть нам сейчас в Игру «Горшок»
Кому недосуг – вставайте в круг! (Дети образуют круг, в центре которого водящий. Он крутит веревку с привязанным на конце круглым не тяжелым предметом – «горшком». Дети перепрыгивают через веревку. Кто её заденет – выбывает из игры).
Практическая часть.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю пройти в нашу мастерскую. (Дети садятся за столы). Мы нарисуем с вами костюм казачки. Какой? Вы выбираете сами. C помощью шаблонов одежды вам легко будет нарисовать ту или иную деталь одежды. Обводим шаблон и наносим орнамент костюма. Раскрашивать мы будем костюм цветными карандашами, а элементы в костюме оборки, украшения, пояса, кружева вы нарисуете фломастерами.
Опираясь на наглядный материал, вы легко справитесь с заданием. (Воспитатель контролирует работы, помогает тем, у кого возникают трудности).
Итог занятия : - Ребята о чем мы сегодня говорили (ответы детей)
- Давайте вспомним и повторим название женской одежды.
- Вам понравилось занятие?
Дети выставляют работы на выставку.