Приложение МААМ

Конспект занятия «В гостях у бабушки Лукерьи»

Наталия Ивочкина
Конспект занятия «В гостях у бабушки Лукерьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.

Задачи: Образовательные:

1. Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

2. Познакомить детей с целебными травами;

3. Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;

4. Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);

Публикация «Конспект занятия „В гостях у бабушки Лукерьи“» размещена в разделах

Развивающие:

4. Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;

5. Развивать познавательный интерес к природе родного края;

Воспитательные:

6. Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;

7. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, чайник и термос для заваривания чая, сушеные травы, гербарий.

Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадка, художественное слово, вопрос - ответ, беседа.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка выставки аптечных упаковок с травами, каплями, настойками;просмотр презентаций «Травы на лугу», «Лекарственные травы», составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений, консультация для родителей «В моде натуральное» (о фитотерапии, правилах сбора лекарственных трав и их использовании, альбом «Лекарственные растения» для родителей.

Ход занятия:

Стоим у входа в детский сад.

-Посмотрите у нас сегодня много гостей. Давайте поздороваемся. Мы сегодня с вами отправимся в поход. У нас за спинами рюкзаки, значит мы кто? (ответы детей)

-Правильно, туристы. Мы отправляемся в путь, в необычную страну который долгий с препятствиями и заданиями.

Доходят до места. (идут под музыку «идем по компасу тари туру тури туристы»)

-Вот мы и пришли. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав нас в гости жди…” (Дети открывают глаза и заходят на участок. Стоит дом, палисадник, колодец. Около дома на веревки сушатся пучки трав). Итак, что это перед нами? Это не белье (предположение детей) Что же на ней (ответы детей) .Правильно это сушеные травы, но не простые, а которые лечат. Как их называют? (ответы детей) Иногда мы их не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные.

-Чей же это дом? Кто в нем живет? Сейчас узнаем –стучаться.

Выходит бабушка Лукерья

-Здравствуйте гости дорогие! Давайте знакомиться. Зовут меня Лукерья – травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав).

Рассматривают гербарий и пучки трав. Посмотрите, какие лечебные травы я заготовила. Сейчас мы их рассмотрим.

-И гербарии и пучки засушены. Обратите внимание у гербария : у одних длинный гибкий стебель, увенчанный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.

Как вы думаете, ребята, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? Или достаточно сорвать первые, попавшие на глаза растения? (ответы детей). Да, вы правы. Собирание лечебных, целебных трав целая наука. Меня ещё моя бабушка учила секретам сбора трав. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Итак, первое правило: нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.

Второе правило: нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения. Рассмотрим картинки, определим какие из них лекарственные травы, а какие простые.

-Молодцы справились с заданием

Предлагает детям приготовить настой из лекарственных трав. (на столе стоит термос и прозрачный чайник) С помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем чайник и термос. Насыпаем в них лекарственные растения. Заливаем горячей водой. Нужно быть аккуратнее с горячей водой. Почему (ответы детей). Правильно, нужно попросить взрослого. Ждём пока настоится.

- Что происходит? (наблюдаем)

- А почему вода изменила цвет, что это значит? (ответы детей)

-Правильно, а еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры. А в этом нам поможет доктор Айболит (воспитатель берет на себя роль Айболита) Одеваются детям маски зверей.

Игра «Зеленая аптека»

Подходят и жалуются, что у них болит:

-Здравствуй, Доктор Айболит, у моего детеныша живот болит.

Что бы прошел живот, отгадай растение, которое его вылечит.

Золотист, красив на вид,

Для коров – ядовит.

(зверобой)

-Молодец, вот тебе трава. Лечи своего малыша.

-Здравствуй, Доктор Айболит кашель мучает моего детеныша.

-Помогу, чем смогу: доскажи фразу и узнаем какое растение поможет.

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(Одуванчик)

-Здравствуй, Доктор Айболит, у моего детеныша горло болит.

Собери целую картинку этого растения.

(Ромашка)

-Здравствуй, Доктор Айболит, у моего ребенка нога болит.

Я покажу гербарий этого растения, а ты попробуй описать от чего он лечит.

(в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту. Подорожник)

-Молодцы вылечили своих детей.

- А теперь нам следует вспомнить, что и в нашем саду растут лекарственные растения. За ними нужно ухаживать, поливать. Поможем, бабушки Лукерьи за ними поухаживать. (Труд - в колодце набирают мальчики воду, а девочки в колесе поливают ноготки). А в рюкзаке у меня есть для помощи вот эти предметы -достает ведро и лейку.

-Друзья, мы хорошо потрудились. Пришла пора отдохнуть. Предлагаю поиграть в игру «Садовник и цветы». Садовника выберем с помощью считалки, становимся в круг и выбираем водящего:

На лужок пришли—бельчата

Медвежата, барсучата

На зеленый на лужок

Приходи и ты дружок.

«Дети- цветы» находятся на одной стороне площадки, а водящий— «садовник»- на противоположной. Приближаясь к цветам, он произносит:

Я иду сорвать цветок,

Что бы вылечить я смог

И детей и зверей

Соберу его скорей.

Цветы отвечают:

Собирай нас поскорей

Для детишек и зверей.

Поскорее догони

Чай ты с нами завари.

С последними словами дети бегут на другую сторону площадки, а «садовник» старается поймать кого-нибудь. (Игра проводится пару раз с разными водящими)

Бабушка Лукерья :

-Спасибо Вам за помощь.

Ребята, в заключении я хочу отметить, что травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.

-Ребята, сегодня я хочу подарить вам народную куклу - Травницу.

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется приятный запах.

Кукла-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больного человека.

-До свидания. Жду вас в гости еще.

-Вот и закончился наш поход.

-С какими растениями познакомились?

-Чем они полезны?

-Что нового, интересного узнали?

-А дома есть лекарственные растения?

-Мы с вами весной у себя на клумбе посадим лекарственные растения.

-А в группе нас ждет чай с медом и малиновым вареньем.

Воспитатель угощает детей чаем.

Публикации по теме:

Перспективное планирование занятий по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада Сентябрь *Хлеб - всему голова! - познавательное развитие; *С чего начинается Родина? - развитие речи; *Что растёт в лесу? - экология; *Осенний.

Сетка ООД интегрированного эстетически-оздоровительного цикла в летний период Примерная сетка организованной образовательной деятельности интегрированного эстетически – оздоровительного цикла в летний период Группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «В гостях у бабушки Лукерьи»
Опубликовано: 15 июня 2014 в 22:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «В гостях у бабушки Лукерьи»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Ивочкина (УИ 24073) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД