Получи документы

«В гостях у гжельской мастерицы». Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе (5 фото)

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ЯДРЕНЦЕВА
«В гостях у гжельской мастерицы». Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе

НОД (открытая) "В ГОСТЯХ У ГЖЕЛЬСКОЙ МАСТЕРИЦЫ"

«В гостях у гжельской мастерицы». Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе

ЦЕЛЬ. Формирование положительной эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений народных мастеров путем представлений детей о многообразии и особенностях предметов декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, дымковская игрушка).

Публикация «„В гостях у гжельской мастерицы“, Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе» размещена в разделах

Задачи: обучающие: Учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров. Закреплять умение рисовать узоры, используя нетрадиционные материалы (ватные палочки, обратить внимание на особенности камней и их свойства.

Развивающие: развивать у ребят интерес к камням, навыки экспериментальной деятельности. Развивать творческое воображение в процессе рисования, самостоятельности в придумывании рисунка. Развивать внимание, познавательную активность, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью разных органов чувств.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за талант и самобытность русского народа, интерес и любовь к родному краю, уважение к труду народных мастеров и уважительное отношение к неживой природе.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.

Оборудование: презентация «Народные мастера России», посуда из Гжели, деревянные хохломские изделия, Дымковские игрушки, изделие из бересты, камни на каждого ребенка, камни разного размера и формы, лупы, пластилин, емкость с водой, ватные палочки, синяя гуашь, кисточки, салфетки, разрезные картинки «Гжельская посуда».

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Проходите очень рада Вас видеть. Сегодня я к Вам в гости пришла не одна, посмотрите, сколько гостей. Давайте познакомимся - покажите свои ладошки (показываю свою и подхожу к ребенку, положи свою ладошку на мою и произнеси свое имя (таким образом узнать имена детей). Подскажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети. Весна.

Воспитатель. Правильно, от теплого весеннего солнца у всех животных и людей поднимается настроение, а когда у нас хорошее настроение мы дарим друг другу - что?

Дети. Улыбку.

Воспитатель. Улыбнитесь друг другу. Ребята, посмотрите какой у меня красивый наряд. Я – мастерица из города народных мастеров. А кто такие народные мастера? (Ответы детей) Мастерами, ребята, называют людей, которые очень умело делают красивые поделки. Таких людей еще называют народные умельцы. На Руси было много мастеров, которые прославили своим мастерством и талантом землю русскую. Вы хотите побывать у меня в гостях? «Для дорогого гостя и ворота настежь». (Дети присаживаются полукругом). Посмотрите: расписная посуда, игрушки, сувениры. Может вам что-то здесь знакомо? (Ответы детей)

Воспитатель: (показывает хохломские изделия). Ребята, из какого материала сделаны эти изделия?

Дети: Это изделия из дерева.

Фото «В гостях у гжельской мастерицы»

Воспитатель: Правильно, посмотрите на экран. Сделали и расписали для нас эти поделки русские мастера из села Хохлома Нижегородской области. Они расписывают свои изделия яркими, веселыми красками: красными, желтыми, зелеными, черными и даже золотыми.

Посуда не простая,

А точно – золотая,

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она… Как? (Золотая хохлома).

Богата русская земля народными мастерами, народными умельцами. Много красивых поделок делают они из разных материалов и красиво расписывают.

В одном селе люди часто топили печки: дым шел столбом, все село было в дыму. И назвали это село Дымково. Посмотрите на экран.

Там любили песни, пляски.

Там рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные. Ребята, а дымковские игрушки из какого материала сделаны?

Дети: из глины

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что наша Амурская область тоже богата талантами, мастерами и художниками, создающими удивительные и неповторимые поделки. Вот, например, Татьяна Константиновна Ананьева – народный мастер из города Благовещенска создает необычной красоты поделки из бересты и занимается резьбой по дереву.

Благодатная Берёза,

Ты символ Родины моей.

О тебе стихи и проза,

Ты свет и радость для очей.

Береста пригодна в деле:

Плели корзины и ковры.

А что такое береста? (Ответы детей) Береста – это кора, снятая из дерева березы. (Показывает бересту) Береста - защитный покров дерева. Только снимают кору мастера с погибшего (срубленного) дерева или с веточек.

Поиграть пришла пора

Развеселая детвора

Становитесь дружно в круг! (Дети становятся в круг вокруг стола, на котором лежат разрезные картинки)

Воспитатель. Ой, что это такое, смотрите, разбитая посуда. Давайте соберем её, сложим.

. Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе - фото

Игра «Собери посуду»

Воспитатель. Какие вы умницы, ребята. Из осколков посуду собрали, а какая она? (Гжельская)

Воспитатель: Вот посмотрите на эти изделия. Их называют гжельскими по названию небольшой подмосковной (под Москвой) деревушки Гжель. Посмотрите на экран. Там живут мастера, которые умеют делать посуду с небесно-голубыми, синими узорами.

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает в полях васильковая,

Незабудковая … (Гжель)

Дети: гжель.

Воспитатель: дети, а почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?

Дети: потому, что цвета голубые, синие…

Воспитатель: (показывает) Полюбуйтесь красивыми изделиями. (Дать возможность несколько секунд полюбоваться). Они вам нравятся? (Да) Чем нравятся? (Они красивые, блестящие, необыкновенные, неповторимые) Дети рассматривают узоры гжельской росписи.

Воспитатель: где расположен узор?

Дети: в центре…

Воспитатель: Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на изделиях различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всегда одной краской. Какого цвета фон на этих изделиях? (Белый.) А что же на них изображено, что вы видите? (Цветы, пружинки, сеточки). А какого цвета пружинки, розы, сеточки, капельки? (Синего). Какая нарядная и праздничная получилась роспись. Полюбилась людям красивая работа мастеров, и стали называть её “нежно-голубое чудо”.

А как вы думаете, из какого материала они сделаны? (Дети делают предположения.) Почему ты так думаешь? А если по нему тихонечко постучать, какой звук? На что похоже? (Легонько постучать по изделию, дети отгадывают, какой звук: звонкий, легкий. Подвести к выводу, что это фарфор).

Гжельские изделия сделаны из фарфора – белой глины высокого качества. (Предложить обследовать – потрогать и посмотреть поближе один из предметов). Какие они? (Гладкие, блестящие, глянцевые, расписные, красивые, твердые) Сверху мастера покрывают изделия глазурью.

Ребята, а вы хотите попробовать себя в роли народных умельцев? Отгадав загадку вы узнаете с каким предметом мы будем работать:

Загадка: В сережках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким ладошке лежать.

Тяжёлый, большой - одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень.)

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. (Дети встают в круг.)

Физкультминутка “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки) .

Катятся, катятся камешки прочь. (Часть детей отходят в сторону)

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте) .

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

Воспитатель: Вот и собрали мы камни, а что дальше? Их надо помыть (показываем, обсушить (дуем на камни). Дети садятся за столы.

Фото №1 НОД открытая В ГОСТЯХ У

1. Найдите самый большой и маленький камень.

2. Потрогайте камни. Какие они? Найдите гладкий камешек и шероховатый.

3. Возьмите лупу и через неё посмотрите на камень, что на нем видите? (трещинки, кристаллики, узорчатые вкрапления).

4. Возьмите в одну руку камешек, в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином. Он изменяет свою форму? А камень? Значит камень твердый, а пластилин мягкий.

5. Возьмите камешек и опустите его в воду. Камень тонет?

6. Могут ли камни звучать? Постучите ими друг о друга. Что они издают?

Воспитатель: Мы как настоящие мастера, прежде чем присупить к работе исследовали камни и узнали какими свойствами обладает простой камень.

Вот и узнали мы все о камне, а теперь посмотрим, можно ли расписывать их?А рисовать на камнях вы будете не кисточкой, а при помощи ватных палочек. (Дети расписывают камни, используя гжельский орнамент).

Фото №2 Знакомимся с гжельскими узорами ГЖЕЛЬСКОЙ МАСТЕРИЦЫ

Воспитатель. Ай да умельцы! Ай да молодцы! Какие красивые у вас получились камни, как живые. В добрых руках работа спорится. Спасибо, ребята, вот порадовали! А какая красивая у нас получилась выставка, как у настоящих мастеров! Полюбуйтесь красотой своей работы. Спасибо, мастера, за вашу доброту сердечную, за работу дружную, за старание ваше! “С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся”. Ну а мне, ребята, пора прощаться, я благодарю вас за прекрасную работу, а на память дарю вам эти камни. До свидания!

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель»Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством «Гжель» Схема составления описательного рассказа о гжельской росписи. Дидактическая игра «Узнай элементы узора» Цель: обобщение и закрепление.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с декоративно-прикладным творчеством ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. На начальном этапе проекта с детьми была проведена ознакомительная беседа о видах и значении декоративно-прикладного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гостях у гжельской мастерицы». Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе
Опубликовано: 4 мая 2014 в 11:32
+92Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 80.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД