МААМ-картинки

Проект «В мире профессий»

Ольга Шаталова
Проект «В мире профессий»

Тема проекта : «В мире профессий».

Творческое название: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Эпиграф: «Книгу переворошив,

Намотай себе на ус –

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!»

В. Маяковский «Кем быть?»

Автор: Шаталова Ольга Григорьевна, воспитатель МБДОУ Дубовский детский сад, Петровский район, Тамбовская область.

Публикация «Проект „В мире профессий“» размещена в разделах

Актуальность

Дошкольное детство – важный этап вхождения ребёнка в человеческое общество. В этом возрасте у ребёнка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад. Это окружение вступает в самые разнообразные взаимоотношения: родственные, дружеские, профессионально-трудовые и т. д. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях. С детства дети говорят, кем будут, когда вырастут, часто подражая своим родителям. Но беседуя с детьми, мы выяснили, что дети не достаточно осведомлены о профессиях. На вопрос: «Где работают твои родители?» часто отвечают: «На работе», не говоря уже о понимании названия специальности и о трудовых обязанностях своих родителей. Поэтому очень важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех характерных особенностях, которые требует та или иная профессия, расширять кругозор детей о труде взрослых, применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх, жизненных ситуациях, что способствует их связи с социумом. Педагогический коллектив детского сада, опираясь на проблему, что дети дошкольного возраста мало знают о профессиях, решил организовать раннюю профориентацию в ДОУ. Тем более, что идеи профориентации заложены в программе «От рождения до школы» в разделе ознакомления с профессиями и трудом взрослых и являются частью образовательно-воспитательного процесса и социализации ребёнка в детском саду.

Основополагающий вопрос.

Что было бы, если не было бы врачей, учителей, строителей дворников и т. д. ?

Проблема

Проблема состоит в том, что в последнее время для молодого подрастающего поколения утрачивается ценность труда. Отсюда вытекает и гипотеза данного проекта.

Гипотеза

Если мы начнём говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то наши дети научаться уважать труд человека любой профессии, гордиться профессиями своих родителей, а вопрос «Кем быть?» не застанет их врасплох.

Участники и сроки реализации проекта

Участники проекта : воспитанники 4-5 лет, воспитатели, сотрудники детского сада, родители

Направление проекта : социально-личностное

Тип проекта : информационно-творческий

По продолжительности: среднесрочный

По количеству участников: групповой

По характеру контактов: открытый

Срок реализации: сентябрь-ноябрь

Цель проекта

Знакомство детей с разнообразием профессий сотрудников детского сада, родителей и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.

Задачи:

Образовательные:

ОО «Познание»

- способствовать формированию целостной картины миры и расширению кругозора;

- обогащать представления детей о профессиях;

- продолжать формировать навыки самообслуживания.

* Развивающие:

ОО «Познание»

- развивать внимание и целостность восприятия детей;

ОО «Коммуникация»

- развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

- обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с

предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;

ОО «Труд»

- создавать условия для закрепления представлений о трудовых

действиях людей, о результатах труда;

ОО «Безопасность»

- закреплять представления о предметах, которыми нельзя играть;

ОО «Социализация»

- развивать игровую деятельность.

* Воспитательные:

ОО «Социализация»

- воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать

помощь.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Инструкция: воспитатель предлагает детям иллюстрации с изображением людей разных профессий : прачка, повар, врач, продавец, полицейский и т. д. К иллюстрациям предлагается набор карточек, где изображены орудия труда, необходимые для той или иной профессии. Воспитатель задаё т вопросы:

- какая профессия у этого человека?

- что он делает?

- для чего?

- что ему нужно для работы?

Уровни развития:

высокий – 3 балла (знает более пяти профессий, называет трудовые действия, назначение профессии);

средний – 2 балла (знает пять профессий, их трудовые действия и орудия труда);

низкий – 1 балл (называет менее трёх профессий, не знает трудовых действий).

В ходе работы предполагаются следующие результаты: дети должны знать и называть профессии взрослых, знать предметы-помощники; называть предметы, необходимые для работы, уметь имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр; разовьются художественное восприятие, эстетический вкус; познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книга заражает детей энтузиазмом труда, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Основной принцип: интеграция образовательных областей («Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура»).

Этапы реализации проекта :

1. Организационно-подготовительный:

- определение целей и задач;

- подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картинки, настольные, словесные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественные произведения, предметы и т. д.);

- организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к профессиям взрослых;

- разработка конспектов мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, бесед по ознакомлению детей с профессиями;

- разработка календарно-тематического плана, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учётом интеграции образовательных областей;

- прогнозирование результата;

- диагностирование детей.

2. Основной – реализация проекта :

- знакомство с профессией повар

(беседа «Профессия – повар»; рассматривание иллюстраций; экскурсия на пищеблок, знакомство с поваром, рассказ повара о своей профессии, рассматривание посуды на кухне, рассматривание предметов – помощников: мясорубка, электроплита, электросковорода и т. д. Лепка «Угощение для куклы», «Фрукты и овощи для повара», «Чашка с блюдцем». Аппликация «Консервируем овощи». Рисование «Овощи и фрукты». Дидактические игры «Сварим борщ и компот», «Угадай на вкус», «Принадлежности повара». Сюжетно-ролевая игра «Столовая». Чтение художественной литературы: О. Емельянова «Повар», С. Беляева «Спасибо поварам», В. Мирясова «Стихотворение про повара», Лика Разумова «Повар». ОО «Безопасность» : «Осторожно, электроприборы!». «Как обращаться с ножом»;

- по аналогии проходит знакомство с другими профессиями работников детского сада;

- самое яркое событие для детей – приход в гости родителей с рассказами о своей профессии, так как родители работают в сельской местности, то происходит знакомство с профессиями сельского хозяйства;

- при знакомстве с профессиями на транспорте дети узнают о таких профессиях, как водитель, кондуктор, машинист, проводник, лётчик, стюардесса;

- при знакомстве с профессиями на стройке дети узнают о таких профессиях, как строитель, крановщик, маляр, каменщик;

- при знакомстве с профессиями ближайшего окружения дети узнают о таких профессиях, как продавец, врач, учитель, почтальон, библиотекарь;

- при знакомстве с редкими профессиями дети узнают о таких профессиях, как космонавт, эколог, астролог.

3. Заключительный:

- диагностика воспитанников;

- оформление стендов, альбомов, по профессиям;

- вечер знакомств с профессиями родителей;

- презентация проекта.

Формы работы:

1. Специально организованная деятельность:

- диалог,

- ситуативный разговор,

- игровая обучающая ситуация: ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации – проблемы, ситуации – оценки;

- составление и отгадывание загадок;

- игры (сюжетные, с правилами);

- обсуждение (мультфильмов, произведений художественной литературы);

- разучивание стихотворений;

- инсценировка, драматизация сказок;

- решение проблемной ситуации;

- оформление выставок детского творчества;

- игры – соревнования;

- подвижные игры, дидактические игры с правилами;

- создание альбомов, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии.

2. Самостоятельная деятельность детей в центрах развития, на участке, спортивной площадке.

3. Взаимодействие с семьё й: организация совместных праздников, наглядная агитация по вопросам ознакомления с современными профессиями, вовлечение родителей в данный проект.

Вывод

Дети более подробно познакомились с трудом сотрудников детского сада, родителей, с профессиями ближайшего окружения. Появился интерес к данной теме. Дети получили знания, которые могут применять в сюжетно-ролевых играх, сто способствует ранней профориентации дошкольников. В группе пополнена предметно-развивающая среда. Всё это позволило освоить тему «Профессии», что послужило начальной ступенькой к социализации детей. Именно спланированная, последовательная деятельность детского сада и семьи помогает ребёнку легко войти в большой разнообразный мир.

Информационные ресурсы:

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М. :

2. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : «Просвещение», 1987 г.

3. День работой весел. Пословицы и поговорки о труде. М. : «Детская литература», 1986 г.

4. Нефёдова К. П. Бытовые электроприборы. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2004г.

5. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005г.

6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М. :ТЦ Сфера, 2005 г.

7. Степанова В. А. Профессии. Когда я вырасту. – М. : «Омега», 1998 г.

8. Шалаева Г. П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М. : Издательство Эксмо, 2005 г.

9. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005 г.

10. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Проект «Все профессии важны», подготовительная группа Тип проекта. Познавательный. Участники проекта. Дети подготовительной группы «Айболит». Продолжительность проектной деятельности. Средней.

Проект. Презентация коллективного краткосрочного творческого проекта «Все работы хороши». Старший дошкольный возраст.Проект. Презентация коллективного краткосрочного творческого проекта «Все работы хороши». Старший дошкольный возраст. "Много есть профессий разных, Важных, нужных и прекрасных!" Участники проекта: Все воспитанники старшей группы "ПОЧЕМУЧКИ" и их неравнодушные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «В мире профессий»
Опубликовано: 11 ноября 2014 в 08:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД