Папки-передвижки

Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Лена Жеребцова
Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Росинка» города

Балашова Саратовской области»

«Вариативные формы работы в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников».

доклад для педагогов

Подготовила воспитатель

2 квалификационной категории

Жеребцова Е. В.

г. Балашов

Публикация «Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

2015 г.

Тема: «Вариативные формы работы в системе нравственно патриотического воспитания дошкольников».

Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине — взаимосвязь различных областей, средств и методов воспитания.

Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет показать ребенку всю страну.

Такую задачу он сможет решить, только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т. д.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей.

Основная форма работы — тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.

Для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Кроме того, необходимо объединение одной темой нескольких занятий не только по родному языку, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом (например, «Мой город», «Столица нашей Родины — Москва» и т. д.).

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в различного рода походы поездки и путешествия (по Хопру, в прошлое города и т. д.).

Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование и т. д.).

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно - образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда т. д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовым предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, организация специальных помещений в детском саду (по типу «избы» из методического пособия «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»). Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобных помещениях расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений (через «Домовенка Кузю», героев сказок и т. д.).

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

По словам А. С. Макаренко именно в семье и под руководством родителей растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через душу и мысль педагогов должно приходить к детям. Эту заповедь необходимо использовать при работе воспитателя с детьми, а так же с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

При всех сложностях родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально – культурных и трудовых традиций.

В соответствии с этим очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы типа «Родной край», «Посиделки». Занятия в таких клубах могут проводится в разных формах. Большое значение в этом плане имеют семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников истории и культуры, а основе увиденного организация выставок и экспозиционных стендов.

Важно иметь в виду, что многие подлинные вещи, которые собранные детьми совместно с их родителями, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвенный материал. Причем реликвия может быть и чисто семейной, например ордена и медали за трудовые и боевые подвиги членов рода, дипломы и грамоты, извещения о гибели на фронте деда или прадеда («похоронка») и т. д.

Привлечение семьи к нравственно – патриотическому воспитанию требует от воспитателя особого такта, внимания, чуткости к каждому ребенку, т. к. могут иметь место обстоятельства, когда будет нецелесообразно включать кого – то в обсуждении тех или иных вопросов, в поиск и сбор документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается значительное усиление интереса людей интерес к своей родословной – к семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

v. корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

v. семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

v. счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Интересно можно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т. д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т. д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Публикации по теме:

Организация работы по использованию интерактивной экспозиции музея в решении задач патриотического воспитания дошкольников Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Обеспечение духовно-нравственного.

Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО 1 слайд Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». 2 слайд Проблема Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего.

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ В "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов.

Доклад «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям,.

Значимость патриотического воспитания в системе образования (ФГОС) Пояснительная записка. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения.

Фотоотчет «Презентация уголка нравственно-патриотического воспитания»Фотоотчет «Презентация уголка нравственно-патриотического воспитания» Презентация уголка нравственно – патриотического воспитания Старшая «Б» группа МБДОУ «Детский сад № 40» Уважаемые гости, проходите, Уголок.

Педагогический проект «Музей как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» Краткая аннотация проекта Целью данного проекта является обоснование эффективного использования музейной педагогике в педагогической практике,.

Проект «Ознакомление с родным селом как средство нравственно-патриотического воспитания» Проект "Ознакомление с родным селом как средством нравственно- патриотического воспитания". 1. Тематическое поле: познавательно- коммуникативный.

Игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников В своей практике я использую метод организации самостоятельной сюжетной игры, который называется «метод комплексного руководства игрой».

Выступление на методическом объединении «Проблема нравственно-патриотического воспитания детей» Современная семья серьёзно озабочена образованием и развитием ребёнка, укреплением его здоровья. Но не менее важно заниматься его душевным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 24 июня 2016 в 15:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативные формы работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Лена Жеребцова (УИ 724187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД