Получи документы

Конспект занятия «Великая Россия»

Марина Шувалова
Конспект занятия «Великая Россия»

Цель: воспитывать и развивать любовь и уважение к своей Родине, продолжать формировать интерес к русской народной культуре и осознание принадлежности к своему народу.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

актуализировать словарь по лексическим темам «Животные», «Транспорт», «Одежда».

упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных и в подборе антонимов;

продолжать знакомить с русской народной одеждой.

Коррекционно-развивающие:

продолжать развивать графически навыки, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Публикация «Конспект занятия „Великая Россия“» размещена в разделах

продолжать формировать умение взаимодействовать в команде, договариваться.

Оборудование:

физическая карта России;

картинки животных и их части (по числу детей);

конверт;

картинки с изображениями девушек в русских сарафанах (синем и зелёном);

раздаточные предметные картинки с парными твёрдыми и мягкими согласными звуками [ р ], [ рь ];

картинка мужчины в косоворотке;

картинка косоворотки;

шаблоны цветных косовороток к заданию «Дорисуй косоворотку» (по числу детей);

презентация;

простые карандаши - 10шт. (по числу детей).

Ход занятия

I. Орг. момент

Коммуникативная игра. Упражнение «Доброе утро!»

- Давайте возьмёмся за руки и вместе скажем «Доброе утро!» шёпотом все вместе хором, а затем зевая, а теперь обычным голосом, и прокричим только не очень громко.

- Молодцы.

- Теперь поприветствуем наших гостей спокойным голосом хором. (Доброе утро)

- Перед занятием я попрошу вас не выкрикивать ответы. Сначала поднимать руки. Слушать меня внимательно и делать то, что я говорю. Плечи расправили, улыбнулись. С таким хорошим настроением мы и начтём наше занятие.

II. Вводная часть

- Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по нашей великой Родине, а перед этим мы выполним гимнастику для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

«Лошадка» Я лошадка – серый бок (цок, цок,

Я копытцем постучу (цок, цок,

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).

«Остановить лошадку» : сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».

«Пароход» Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой:

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «ы-ы-ы!»

Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы» (пароход гудит).

«Заводим моторчик»

Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.

- Хорошо. Молодцы.

III. Основная часть

- Мы отправляемся в путешествие по стране.

- А как называется наша страна? (наша страна называется Россией) (требовать полных ответов)

- Хорошо. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя.

(иду включать презентацию)

слайд№2

- Посмотрите на этот слайд и скажите….

- А как называются жители России? (россияне)

слайд№3

- Эта женщина – Елена Исинбаева знаменитая спортсменка по прыжкам с шестом среди женщин установила 28мировых рекордов. Живёт в России и как она называется? (россиянка)

слайд№4

- А этот мужчина - Сергей Тетюхин знаменитый волейболист 10-кратный чемпион нашей страны, который живёт в России как называется? (россиянин)

слайд№5

- А продукты сделанные у нас в стране как называются? (российские)

- И так сейчас мы с вами подбирали слова-родственники к слову Россия. Теперь давайте повторим эти слова хором: россияне, россиянка, россиянин, российские.

- А кто живёт в Германии-немцы, в Италии- итальянцы, и т. д.

Переход к карте на подставке.

- А кто знает что это? (это карта)

(показываю на карту)

- Правильно. Это карта, но непросто карта. Она физическая или карта областей.

- А что на карте изображено? (на карте изображена наша страна)

Здесь очень хорошо видна граница России, она нарисована красной жирной линией.

(показ границы страны указкой)

- Вот как много места занимает территория России. Она у нас огромная.

- Замените слово «огромная» на другое слово, но смысл слова чтоб не изменился. Подумайте, а как сказать по-другому?

(она необъятная, громадная, неохватная, гигантская, большая, бескрайняя, великая).

. - В нашей стране более тысячи городов.

- А какие города вы знаете?

(Москва-столица страны, Санкт-Петербург -культурная столица России…. и т. д.)

- А в каком городе мы с вами живём? (в г. Азове)

- Правильно. Молодцы. Наш город находится на территории России, а именно в Ростовской области на Северном Кавказе. Я на карте обозначила то место, где мы с вами живём кружочком. Вот здесь.

(показ указкой).

слайд№6 -12

IV. Игра «Скажи наоборот».

- Поскольку наша страна такая большая, то природные условия, климат, объекты природы сильно отличаются в разных её регионах. А давайте их сравним и сыграем в игру «Скажи наоборот».

1. На севере климат холодный- на юге тёплый.

2. В пустыне климат сухой- у моря влажный.

3. Горы высокие, а холмы низкие.

4. Моря глубокие, а озёра мелкие.

5. Реки широкие, а ручьи узкие.

6. В озёрах вода прозрачная, а в болотах мутная.

(лексическая работа проведена заранее)

(презентацию убрать)

- Дети, наша страна такая необъятная, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

- Так на чём же всё таки мы можем передвигаться по такой огромной стране? (Мы можем передвигаться на самолёте, поезде, машине.

- А по воде – на корабле).

- А на чём удобнее всего передвигаться? (на самолёте).

- Вот мы сейчас и полетим на самолёте. Приготовились…

V. Физ. минутка

«Самолёт».

Руки в стороны - в полёт

Отправляем самолёт. (руки в стороны, покачивание руками)

Правое крыло – вперёд, (поворот вправо)

Левое крыло – вперёд (поворот влево)

Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

Полетели мы опять. (руки в стороны, покачивание руками).

- Мы летим…. и я вам предлагаю один за одним пройти к нашему лесу.

(подходим к лесу)

- А здесь давайте сделаем остановку.

- Вы уже знаете, что природа одарила Россию огромными богатствами.

- Мы с вами сейчас находимся в лесу, в котором живут разные животные. Вы должны узнать каким животным принадлежат эти части. А затем продолжим наш полёт.

(раздаю части животных на всех детей, а целые картинки животных лежат заранее на столике)

-Давайте разделимся. К 1-ому идут 5чел., а к другому идут 5чел. и каждый получит свою картинку.

(Картинки с целыми животными лежат на 2-х столиках. Логопед каждому ребёнку даёт часть от животного.)

- Кто готов отвечать?

- Женя, чей это хвост? (это лисий хвост и т. д.)

- А это чей Денис? и т. д….

Заяц-1ст. 1. заячья

2. заячий Волк-1ст. 3. волчья

4. волчий

Лиса-1ст 5. лисья

6. лисий Медведь-2ст. 7. медвежья

8. медвежий

Белка-2ст. 9. беличья

10. беличий

1ст – 5 чел. 2ст – 5 чел.

- Молодцы. Справились с заданием, но нам пора двигаться дальше. Занимаем места в самолёте и пока летим сделаем гимнастику для лаз.

VI. Гимнастика для глаз.

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

VII. Дифференциация звуков [р]-[рь].

- Наш полёт продолжается. А впереди я вижу деревню. Давайте подлетим к ней поближе. И мы снова делаем остановку.

- Ребята, давайте вспомним, какую одежду носили на Руси русские женщины. (сарафаны и рубахи)

(выставляю заранее приготовленные картинки фигурки девушек в синем и зелёном сарафанах)

- К нам пришли две русские девушки в синем и зелёном сарафанах.

- А что необычного у этих девушек?.

- Обратите внимание на их ноги. (пусть ответят сами, если не могут - помогаю)

- Носить обувь могли позволить себе только богатые люди т. к. она стоила дорого, а большая часть населения ходила летом босиком – до 1-ых заморозков т. к. обувь берегли.

- Теперь слушаем внимательно моё задание. Я показываю картинки со словами. Если в слове мягкий [ р ], то картинку отдадим девице в зелёном сарафане, а если твёрдый [ р ] мы отдадим картинки девице в синем сарафане.

(заранее приготовить)

(детям показываю картинки с изображениями предметов, в названии которых есть твёрдый звук и его мягкая пара, изученные детьми [р]-[рь]).

(лексическая работа была проведена заранее)

[р] [рь]

1. сарафан прялка

2. рогач веретено

3. кочерга поварёшка

4. горшок деревня

5. черпак примус

6. сковородник тарелка

7. корыто утварь

8. хутор тряпка

Кочерга -и; мн. род. -рёг, дат. -рга м; ж. Железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.

Ухва т, или рога ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Поварёшка -и, род. мн. -шек, дат. -шкам, ж. разг. Разливательная ложка; половник. Она первая начала разливать суп в тарелки, миски, котелки; за нею загремели поварешками и другие женщины.

Коры то — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей.

При мус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине).

Пря лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.

Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка.

- Молодцы. Справились с заданием.

VIII. Дорисуй узор по образцу.

- Наш полёт продолжается. Летим дальше. Садимся за столы. И слушаем меня внимательно.

- А в чём ходили мужчины раньше?

(выставляю картинку женщины в сарафане и мужчины в штанах и косоворотке)

- Мужчины на Руси носили штаны и косоворотку. (показ косоворотки)

Косоворотка – рубаха с косым воротом, т. е. с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. У русской косоворотки разрез с застёжкой был слева, реже справа. Косоворотки носили на выпуск, т. е. не заправляли в брюки. Подпоясывались тканым поясом. Косоворотки шили из ситца, льна, шёлка, атласа.

- Значит какими они были? (ситцевыми, льняными, шёлковыми, атласными).

- Обычно ворот рубахи-косоворотки украшали красивым узором. Мы тоже сейчас сделаем это! Я даю вам задание, которое называется «Дорисуйте узор по образцу».

(показываю жёлтую косоворотку - образец)

На вороте и рукавах косоворотки идут треугольники с маленькими крестиками, а низ косоворотки украшен треугольниками с точками. Вы внимательно посмотрите начало рисунка и дальше продолжите самостоятельно.

(логопед заранее разложила цветные шаблоны косовороток и простые карандаши).

- Но прежде чем приступить к рисованию узоров мы сделаем пальчиковую гимнастику.

IX. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

«Наша страна» :

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля. вытягивают вперёд прямы ладони

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря по очереди соединяют одноимённые пальцы рук

Я люблю тебя, Россия, крепко сжимают пальцы в «замок»

Ты же Родина моя! прикладывают руки к груди

- Молодцы. Хорошо. Взяли простые карандаши и приступили к работе.

X. Заключительная часть.

-Как красиво получилось.

- Вот и заканчивается наш полёт. Мы подлетаем и приземляемся к месту посадки.

- Вам понравилось?

- А что понравилось больше?

- А тебе Артём что понравилось?

Публикации по теме:

Сценарий праздника ко Дню России «Моя Россия — великая страна!» для детей подготовительной к школе группы «Моя Россия – Великая страна!» Сценарий праздника ко дню России для детей подготовительной к школе группе. Цель: Воспитывать у детей чувство.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лэпбуку «Великая Отечественная Война»Конспект интегрированного занятия в старшей группе по лэпбуку «Великая Отечественная Война» Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Методические задачи:.

«Родина моя — Россия». Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию«Родина моя — Россия». Конспект открытого занятия по патриотическому воспитанию Тема: «Россия-Родина моя». Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - воспитывать любовь к Родине,.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя любимая Россия»Конспект занятия в подготовительной группе «Моя любимая Россия» Цель: прививать любовь к Родине, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою страну. Задачи: Образовательные: Помочь ребенку приобрести.

Конспект занятия по развитию речи «Волга — великая река» Подготовили Петрова Татьяна Викторовна, Бахтарова Наталья Пр. содержание: Расширить знания детей о главной реке России – Волге. Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Великая Россия»
Опубликовано: 25 мая 2025 в 11:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Великая Россия»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шувалова (УИ 862670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных