Марина Шувалова
Конспект занятия «Великая Россия»
Цель: воспитывать и развивать любовь и уважение к своей Родине, продолжать формировать интерес к русской народной культуре и осознание принадлежности к своему народу.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
актуализировать словарь по лексическим темам «Животные», «Транспорт», «Одежда».
упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных и в подборе антонимов;
продолжать знакомить с русской народной одеждой.
Коррекционно-развивающие:
продолжать развивать графически навыки, внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Великая Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
продолжать формировать умение взаимодействовать в команде, договариваться.
Оборудование:
физическая карта России;
картинки животных и их части (по числу детей);
конверт;
картинки с изображениями девушек в русских сарафанах (синем и зелёном);
раздаточные предметные картинки с парными твёрдыми и мягкими согласными звуками [ р ], [ рь ];
картинка мужчины в косоворотке;
картинка косоворотки;
шаблоны цветных косовороток к заданию «Дорисуй косоворотку» (по числу детей);
презентация;
простые карандаши - 10шт. (по числу детей).
Ход занятия
I. Орг. момент
Коммуникативная игра. Упражнение «Доброе утро!»
- Давайте возьмёмся за руки и вместе скажем «Доброе утро!» шёпотом все вместе хором, а затем зевая, а теперь обычным голосом, и прокричим только не очень громко.
- Молодцы.
- Теперь поприветствуем наших гостей спокойным голосом хором. (Доброе утро)
- Перед занятием я попрошу вас не выкрикивать ответы. Сначала поднимать руки. Слушать меня внимательно и делать то, что я говорю. Плечи расправили, улыбнулись. С таким хорошим настроением мы и начтём наше занятие.
II. Вводная часть
- Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по нашей великой Родине, а перед этим мы выполним гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика.
«Лошадка» Я лошадка – серый бок (цок, цок,
Я копытцем постучу (цок, цок,
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку» : сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Пароход» Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «ы-ы-ы!»
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы» : «ы-ы-ы» (пароход гудит).
«Заводим моторчик»
Описание: Рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в верхние зубы, многократно и отчетливо произнося: [д-д-д-д-д-д-д]. Постепенно убыстрять темп.
- Хорошо. Молодцы.
III. Основная часть
- Мы отправляемся в путешествие по стране.
- А как называется наша страна? (наша страна называется Россией) (требовать полных ответов)
- Хорошо. У нашей страны удивительно красивое, звучное имя.
(иду включать презентацию)
слайд№2
- Посмотрите на этот слайд и скажите….
- А как называются жители России? (россияне)
слайд№3
- Эта женщина – Елена Исинбаева знаменитая спортсменка по прыжкам с шестом среди женщин установила 28мировых рекордов. Живёт в России и как она называется? (россиянка)
слайд№4
- А этот мужчина - Сергей Тетюхин знаменитый волейболист 10-кратный чемпион нашей страны, который живёт в России как называется? (россиянин)
слайд№5
- А продукты сделанные у нас в стране как называются? (российские)
- И так сейчас мы с вами подбирали слова-родственники к слову Россия. Теперь давайте повторим эти слова хором: россияне, россиянка, россиянин, российские.
- А кто живёт в Германии-немцы, в Италии- итальянцы, и т. д.
Переход к карте на подставке.
- А кто знает что это? (это карта)
(показываю на карту)
- Правильно. Это карта, но непросто карта. Она физическая или карта областей.
- А что на карте изображено? (на карте изображена наша страна)
Здесь очень хорошо видна граница России, она нарисована красной жирной линией.
(показ границы страны указкой)
- Вот как много места занимает территория России. Она у нас огромная.
- Замените слово «огромная» на другое слово, но смысл слова чтоб не изменился. Подумайте, а как сказать по-другому?
(она необъятная, громадная, неохватная, гигантская, большая, бескрайняя, великая).
. - В нашей стране более тысячи городов.
- А какие города вы знаете?
(Москва-столица страны, Санкт-Петербург -культурная столица России…. и т. д.)
- А в каком городе мы с вами живём? (в г. Азове)
- Правильно. Молодцы. Наш город находится на территории России, а именно в Ростовской области на Северном Кавказе. Я на карте обозначила то место, где мы с вами живём кружочком. Вот здесь.
(показ указкой).
слайд№6 -12
IV. Игра «Скажи наоборот».
- Поскольку наша страна такая большая, то природные условия, климат, объекты природы сильно отличаются в разных её регионах. А давайте их сравним и сыграем в игру «Скажи наоборот».
1. На севере климат холодный- на юге тёплый.
2. В пустыне климат сухой- у моря влажный.
3. Горы высокие, а холмы низкие.
4. Моря глубокие, а озёра мелкие.
5. Реки широкие, а ручьи узкие.
6. В озёрах вода прозрачная, а в болотах мутная.
(лексическая работа проведена заранее)
(презентацию убрать)
- Дети, наша страна такая необъятная, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
- Так на чём же всё таки мы можем передвигаться по такой огромной стране? (Мы можем передвигаться на самолёте, поезде, машине.
- А по воде – на корабле).
- А на чём удобнее всего передвигаться? (на самолёте).
- Вот мы сейчас и полетим на самолёте. Приготовились…
V. Физ. минутка
«Самолёт».
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт. (руки в стороны, покачивание руками)
Правое крыло – вперёд, (поворот вправо)
Левое крыло – вперёд (поворот влево)
Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
Полетели мы опять. (руки в стороны, покачивание руками).
- Мы летим…. и я вам предлагаю один за одним пройти к нашему лесу.
(подходим к лесу)
- А здесь давайте сделаем остановку.
- Вы уже знаете, что природа одарила Россию огромными богатствами.
- Мы с вами сейчас находимся в лесу, в котором живут разные животные. Вы должны узнать каким животным принадлежат эти части. А затем продолжим наш полёт.
(раздаю части животных на всех детей, а целые картинки животных лежат заранее на столике)
-Давайте разделимся. К 1-ому идут 5чел., а к другому идут 5чел. и каждый получит свою картинку.
(Картинки с целыми животными лежат на 2-х столиках. Логопед каждому ребёнку даёт часть от животного.)
- Кто готов отвечать?
- Женя, чей это хвост? (это лисий хвост и т. д.)
- А это чей Денис? и т. д….
Заяц-1ст. 1. заячья
2. заячий Волк-1ст. 3. волчья
4. волчий
Лиса-1ст 5. лисья
6. лисий Медведь-2ст. 7. медвежья
8. медвежий
Белка-2ст. 9. беличья
10. беличий
1ст – 5 чел. 2ст – 5 чел.
- Молодцы. Справились с заданием, но нам пора двигаться дальше. Занимаем места в самолёте и пока летим сделаем гимнастику для лаз.
VI. Гимнастика для глаз.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
VII. Дифференциация звуков [р]-[рь].
- Наш полёт продолжается. А впереди я вижу деревню. Давайте подлетим к ней поближе. И мы снова делаем остановку.
- Ребята, давайте вспомним, какую одежду носили на Руси русские женщины. (сарафаны и рубахи)
(выставляю заранее приготовленные картинки фигурки девушек в синем и зелёном сарафанах)
- К нам пришли две русские девушки в синем и зелёном сарафанах.
- А что необычного у этих девушек?.
- Обратите внимание на их ноги. (пусть ответят сами, если не могут - помогаю)
- Носить обувь могли позволить себе только богатые люди т. к. она стоила дорого, а большая часть населения ходила летом босиком – до 1-ых заморозков т. к. обувь берегли.
- Теперь слушаем внимательно моё задание. Я показываю картинки со словами. Если в слове мягкий [ р ], то картинку отдадим девице в зелёном сарафане, а если твёрдый [ р ] мы отдадим картинки девице в синем сарафане.
(заранее приготовить)
(детям показываю картинки с изображениями предметов, в названии которых есть твёрдый звук и его мягкая пара, изученные детьми [р]-[рь]).
(лексическая работа была проведена заранее)
[р] [рь]
1. сарафан прялка
2. рогач веретено
3. кочерга поварёшка
4. горшок деревня
5. черпак примус
6. сковородник тарелка
7. корыто утварь
8. хутор тряпка
Кочерга -и; мн. род. -рёг, дат. -рга м; ж. Железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Ухва т, или рога ч — приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Поварёшка -и, род. мн. -шек, дат. -шкам, ж. разг. Разливательная ложка; половник. Она первая начала разливать суп в тарелки, миски, котелки; за нею загремели поварешками и другие женщины.
Коры то — большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей.
При мус — бесфитильный нагревательный прибор, работающий на жидком топливе (бензине или керосине).
Пря лка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.
Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка.
- Молодцы. Справились с заданием.
VIII. Дорисуй узор по образцу.
- Наш полёт продолжается. Летим дальше. Садимся за столы. И слушаем меня внимательно.
- А в чём ходили мужчины раньше?
(выставляю картинку женщины в сарафане и мужчины в штанах и косоворотке)
- Мужчины на Руси носили штаны и косоворотку. (показ косоворотки)
Косоворотка – рубаха с косым воротом, т. е. с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. У русской косоворотки разрез с застёжкой был слева, реже справа. Косоворотки носили на выпуск, т. е. не заправляли в брюки. Подпоясывались тканым поясом. Косоворотки шили из ситца, льна, шёлка, атласа.
- Значит какими они были? (ситцевыми, льняными, шёлковыми, атласными).
- Обычно ворот рубахи-косоворотки украшали красивым узором. Мы тоже сейчас сделаем это! Я даю вам задание, которое называется «Дорисуйте узор по образцу».
(показываю жёлтую косоворотку - образец)
На вороте и рукавах косоворотки идут треугольники с маленькими крестиками, а низ косоворотки украшен треугольниками с точками. Вы внимательно посмотрите начало рисунка и дальше продолжите самостоятельно.
(логопед заранее разложила цветные шаблоны косовороток и простые карандаши).
- Но прежде чем приступить к рисованию узоров мы сделаем пальчиковую гимнастику.
IX. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
«Наша страна» :
Посмотрю на карту я:
Вот российская земля. вытягивают вперёд прямы ладони
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря по очереди соединяют одноимённые пальцы рук
Я люблю тебя, Россия, крепко сжимают пальцы в «замок»
Ты же Родина моя! прикладывают руки к груди
- Молодцы. Хорошо. Взяли простые карандаши и приступили к работе.
X. Заключительная часть.
-Как красиво получилось.
- Вот и заканчивается наш полёт. Мы подлетаем и приземляемся к месту посадки.
- Вам понравилось?
- А что понравилось больше?
- А тебе Артём что понравилось?