МААМ-картинки

«Весенний пейзаж» (Конспект НОД по ознакомлению с искусством для детей старшего дошкольного возраста)

Ира Попова
«Весенний пейзаж» (Конспект НОД по ознакомлению с искусством для детей старшего дошкольного возраста)

ЦЕЛЬ: Создать у детей эмоциональный отклик к явлениям природы. Учить видеть, как художник изображает красоту весенней природы, понимать содержание картины, чувствовать, что хотел передать художник, изображая природу. Воспитывать интерес к искусству и способствовать понимать его.

Материал: Картины с изображением весенних пейзажей, запись пения птиц, звона капели.

ХОД:

В-ль: Дети, давайте с вами вспомним, что такое пейзаж?

Публикация «„Весенний пейзаж“ (Конспект НОД по ознакомлению с искусством для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах

Если видишь на картине - нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш

Обязательно картина называется пейзаж.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению природы. Мы с вами рассматривали зимний пейзаж, а сегодня я покажу вам изображение художниками весенней природы.

Весну издавна любил народ, называл ее весна – красна.

Вся природа весной просыпается после зимних холодов.

Весна, весна красна, прейди, весна ясна

Прейди, весна, с радостью, прейди весна с милостью!

Но прежде чем стане рассматривать картины, как называются весенние месяцы

Дети: Март, апрель, май.

В-ль: Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.

Дети: Вода с гор потекла – весну принесла.

Апрель с водой, май с травой.

Май, май да шубу не снимай.

В-ль: Михаил Пришвин назвал март – весной света, апрель весной воды, а май весной цветов. Почему? Как вы думаете?

Дети: Март – весной света, потому что в это время года солнце начинает светить ярче.

В-ль: Послушайте, что пишут поэты про март.

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене (С. Маршак)

Дети: Апрель – весной воды, потому что в апреле начинает таять снег, лед, бегут ручьи.

В-ль: Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи….

Дети: Май – весной цветов, потому что в мае зацветают сады, распускаются цветы.

В-ль: Распустился ландыш в мае

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

В-ль: Но не только художники и поэты писали о весне, но и композиторы создавали музыку. Вот послушайте (звучит запись птичьих голосов). Что вы слышите? На что это похоже?

Дети: Это птичьи голоса.

В-ль: Совершенно верно это птичьи голоса, не даром говорят: «Весну открывают птицы». Как вы понимаете это выражение? А еще говорят: -«Увидел грача – весну встречай».

(Обращаю внимание на картину Саврасова «Грачи прилетели»)

В-ль: Приближение весны ярко передано в картине Саврасова «Грачи прилетели». По каким признакам мы это видим? Какое настроение передано в картине?

Дети: Ощущение весны, радости с ее приходом.

В-ль: Как передал это художник?

Обратите внимание на снег. Каким он изображен?

(Обогащаю ответы детей)

Тает снег и среди сугробов образуются озерки талой воды.

А как изображены грачи?

Что делает грач, который хлопочет на снегу?

А где грачи решили устроить себе гнезда?

Кажется, что березы поскрипывают у корней, покачиваемые ветром.

Какие краски использовал художник, изображая небо?

Итак, художник создал картину, где мы видим признаки ранней весны, то что увидел в жизни, что больше запомнилось и понравилось ему, то он и изобразил. В картине нет ничего случайного. Все подчинено замыслу художника. Как я вам уже говорила писатель М. Пришвин назвал апрель – весной воды.

(Вывешивается картина. И. Левитана «Весна. Большая вода»)

В-ль: Еще недавно было все белым – бело, завалено снежными сугробами. Река была скована льдом.

Но вот сквозь облака все чаще стало проглядывать солнце. Словно заулыбалась новому дню. Все чаще закапали звонкие капели. Зажурчали ручьи – побежали к реке. Все больше и громче, все шире ручьи. Все полнее река.

Гонимы вешними ручьями, с окрестных гор уже снега,

Сбежали мутными ручьями на потопленные луга.

И вот уже не застывший, стеклянный, мертвый лед,

А прозрачная гладь воды.

А в ней, как в зеркале, отражаются облака и солнце.

А что мы еще видим на картине?

Дети: Рощу.

В-ль: Как выглядят молодые березки?

Сравните их с другими деревьями.

Расскажите, какого цвета вода и небо.

Еще пуста и сыра земля. Тени на ней от деревьев неяркие и прозрачные. Все словно готово к пробуждению. Как, по каким признакам можно догадаться, что изображено ясное, солнечное, весеннее утро?

(ответы детей)

В-ль Художник удивительно точно сумел передать ощущение весны, когда вот-вот зазеленеет трава, прилетят птицы. Обратите внимание на мягкость цветовых сочетаний, Здесь нет резких цветовых контрастов, ярких пятен. Это образ русской весны, такой она бывает повсюду, по всей необъятной России.

Художник А. М. Герасимов показывает лучшую пору весны, когда как молоком облитые стоят яблоневые сады, небо сияет голубизной, яркое солнце согревает землю, зацветает разнотравье. Белые соцветия так густо усеяли деревья, почти не видно листвы.

Каким ощущением наполняет вас изображение обычного яблоневого сада?

Дети: Праздника, красоты.

В-ль: Прозрачные голубые тени на стволах деревьев, голубизна неба все сливается в радостный гимн расцветающей природе. Картина цветущего сада полна торжественного покоя и лишь пчелы нарушают тишину своим не умолкающим звоном.

Как художник показал яркий свет солнца, хотя оно само и не нарисовано?

(ответы детей)

Художник написал картину солнечными и яркими красками, он показал красоту майского дня, когда много солнца, света, цветов. Все это соединилось у Герасимова в единую прекрасную картину. Художник как бы говорит: «Смотрите и радуйтесь прекрасному солнцу, красивым яблоням, ароматов трав, цветов. Люди, любите и берегите все это!

(звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского «Песня жаворонка»)

Публикации по теме:

Презентация «Осенняя пора в произведениях художников и поэтов» Занятие по лексической теме "Осень" обобщило знания и навыки, полученные на занятиях: мир природы, мир искусства и художественной деятельности,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Времена года. Весна» Задачи: - учить детей складывать из бумаги кораблик, чтобы пускать по весенним ручьям; - обогащать словарный запас детей эстетическими и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Весенний пейзаж» (Конспект НОД по ознакомлению с искусством для детей старшего дошкольного возраста)
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 10:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД