Ирина Селянина
Влияние арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста
. Условия формирования опыта.
Для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Начиная развивать эмоциональную сферу в детстве, мы поможем ребенку научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, создадим возможность для самовыражения. Что в свою очередь поможет ребенку адаптироваться к непростым условиям жизни в современном обществе.
Публикация «Влияние арт-терапии на развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
У детей группы с общим недоразвитием речи, задержкой психического развития очень часты трудности в общении со сверстниками, окружающими их взрослыми людьми. Скудный словарный запас, незнание этикета, культуры общения и культуры речи. Дети не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции, задета и эмоционально- личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительности движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела, слабость артикуляции и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Столкнувшись с этими проблемами в своей практике, у меня, как у педагога возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребёнка, его творческих способностей, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников. Поиски привели меня к волшебному, здоровьесберегающему методу арт-терапии. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутренней некомфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста : дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к продуктивной деятельности. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на коррекционно- развивающих занятиях по арт-терапии нетрадиционных техник позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Исходя из всего выше сказанного моя тема по самообразованию"Влияние арт-терапии на развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей дошкольного возраста. "
Идея моего опыта- создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и гармонизации их личности.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников, формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью средств арт-терапии.
Для развития эмоциональной сферы, творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
развитие творческого мышления, воображения;
создание условий для самопознания и самовыражения;
снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества;
развитие навыков общения и эффективного взаимодействия;
развитие навыков рефлексии.
3. Теоретическая база опыта
Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка. Техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям. Через работу с многогранными символами в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также блокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Терапия искусством формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами, умение видеть разнообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач.
В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи. Важна естественная склонность ребенка к игровой деятельности, склонность к фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами арт-терапии, на занятиях создается атмосфера игры и творчества.
О возможностях арт- терапии, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
Алябьева Е. А. "Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста"
Грабенко Т. М Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. " Чудеса не песке. Песочная игротерапия"
Давыдова Г. Н. "Пластилинография для малышей"
Давыдова Г. Н. " Нетрадиционные техники рисования в детском саду часть I и II."
Жукова О. Г, Дьяченко И. И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Киселёва М. В. " Арт- терапия в работе с детьми
Ковалец И. В. " Азбука эмоций"
Лебедева Л. Д. " Практика арт-терапии : подходы, диагностики, система занятий"
Лыкова Е. " Изобразительная деятельность в детском саду"
Малахова А. Н. " Небесное путешествие"
Никифорова Л. А. " Вкус и запах радости"
Сакович Н. А. " Практика сказкотерапии"
Утробина К. К., Утробин Г. Ф «Увлекательное рисование методом тычка»
Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
4. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность выбранной мной темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
И, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Проработка проблем посредством творческой деятельности является наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения своего потенциала, оптимизируются его эмоциональная сфера и поведенческие особенности.
- Развивается мелкая моторика. Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Чтобы ребёнок научился правильно держать ручку нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше, походит работа с мелким материалом, который используется на наших занятиях. Вследствие этого развивается мелкая моторика пальцев рук у детей.
- Развивается творчество и воображение. Содержание и методика проведения занятий по продуктивной деятельности прежде всего направлены на развитие творчества у детей. Для этого используется художественное слово, а также музыка.
- Создание эмоционально - положительного настроя у детей. Нетрадиционные формы работы доставляют детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок преодолевает робость. страх перед тем, что у него ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Свою работу строю на следующих принципах:
- От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
- Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.
5. Новизна опыта.
Арт-терапия – это развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем.
Арт-терапевтические занятия можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Многие виды нетрадиционного техник способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционных техник работы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
6. Трудоёмкость опыта.
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, психолог. Многие рекомендации могут использовать также и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных могут заключаться в:
-планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
- в составе группы- постоянно прибывают новые дети из других образовательных учреждений, выбывают в другие учреждения, в семьи усыновителей и т. д.
7. Технология опыта.
Педагогическая деятельность осуществляется по трем этапам:
1. Подготовительный - на данном этапе анализировала проблемную ситуацию, определила цели и задачи работы. Разработала коррекционно - развивающие занятия для детей младшего и среднего возраста, составила список участников, осуществляла подбор наглядных и методических материалов, проводила диагностику и наблюдения за детьми группы.
2. Основной - на данном этапе непосредственно реализуются занятия.
(Приложение 1) Важным условием реализации основного этапа является проведение коррекционно- развивающих занятий в соответствии с целями и задачами.
На занятиях ребенок личностно и творчески развивается, испытывает себя, познает свой внутренний мир, причины собственного поведения, учится наиболее эффективным способам разрешения проблем, приобретает навыки эффективного общения с людьми.
Основными ценностями здесь выступают не результат (творческий продукт, а сама личность участника. Каждый ребенок окружается вниманием, верой в него, доброжелательным отношением. Лишь только сам участник может оценить свой результат, со стороны других оценок нет и быть не может.
Занятия проводятся с октября по апрель включительно. Сентябрь, май - диагностика.
Коррекционно - развивающие занятия проводятся раз в неделю с подгруппой детей (группа не более 6-7 детей). Их продолжительность 10-35 в зависимости от возраста детей.
Занятия основаны на следующих принципах:
1. Принцип оптимистического подхода и отсутствия осуждений и оценок предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений
2. Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявив в ребенке положительное и опираясь на него, можно помочь ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение
3. Деятельностный принцип коррекции. Только в условиях активной деятельности ребенка, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки ребенка в “трудных” конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.
4. Принцип взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.
5. Принцип событийности, согласно которому с детьми организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.
6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала. Занятие не должно быть перегружено материалом. В то же время различная тематика и неповторяющиеся техники арт-терапии помогают сформировать интерес и дополнительную мотивацию участников процесса.
Каждое занятие строится по единому принципу:
Приветствие (позволяет настроить ребят на работу в группе);
ритуалы вхождения (раскрепощают ребенка, погружают в тематику занятия);
Реализация арт-техники и обсуждение продукта (реализация собственно темы занятия);
Рефлексия занятия (обсуждение мыслей, чувств, которые возникли относительно занятия, подведение итогов);
Ритуал прощания, ритуалы выхода.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка (или группы детей) и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. Используются различные методы изображения (рисование сыпучими материалами, изображение методом тычка, оттиск печатями, пластилиногафия и др.)Каждый из этих методов -это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
3. Заключительный - включает в себя заключительное тестирование, диагностика, подводятся итоги, составляются отчеты по работе.
Ожидаемые результаты
На выходе участники должны повысить уровень творческих способностей, осознать ценность собственной личности, сформировать позитивное самоотношение, повысить уверенность в себе, снизить психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, сформировать умение эффективно общаться с другими.
• Развитие моторных способностей;
• Развитие чувства независимости и свободы в творческих проявлениях, после овладения нетрадиционными техниками;
• Развитие таких качеств как организованность, инициативность, усидчивость. Умение доводить начатое дело до конца;
• Формирование устойчивого интереса к занятиям, который бы разбудил в них интеллектуальную и творческую активность.
В результате реализации данных занятий предполагается, что дошкольникам детского дома будет значительно легче адаптироваться в окружающей действительности. Творческий процесс научит детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром.
Результативность опыта.
Работа осуществлялась в течение двух лет: с детьми второй младшей и средней групп.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам работы. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. «Шедевры» живут, дышат, улыбаются. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. У детей прослеживается динамика развития мелкой моторики рук. Дети стали меньше выходить за контуры при закрашивании, линии стали четкие, нажим карандаша стал нормальным, пробелов практически не наблюдается. Это прослеживается при анализе работ детей. (приложение 4)
Опыт моей работы показывает, что именно нетрадиционные техники в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения, самостоятельности и мышления. Проведение коррекционно-развивающих занятий :
• Развивает у детей уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• Развивает мелкую моторику рук (диагностика уровня развития общей и мелкой моторики и координации движений (приложение 3) показывает что в начале года низкий уровень имели 50% детей к концу года этот показатель равен 0%, уровень ниже среднего с 33% понизился до 17%, при этом средний уровень вырос с 17% до 83%.)
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
•. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Уровень развития общей и мелкой моторики и координации движений с целом по группе в процентном соотношении.
Анализ работ детей выполненных на коррекционно - развивающих занятиях показывает, что по всем поставленным задачам наблюдается положительная динамика. Полученные результаты свидетельствуют о том, что методические методы и приемы, применяемые на данных занятиях являются эффективными и позволяют развивать у ребенка эмоциональную сферу и творческие способности.
Если дети на первых занятиях были робкими неуверенными в своих силах, то на последующих занятиях наблюдалось повышение интереса к такого рода занятиям, дети с нетерпением ждали следующих занятий, ждали чего то интересного и необычного. Если в начале года, как показывает тест
«паровозик» (приложение 2,14% детей в группе имели негативное психическое состояние средней степени- то к концу года этот показатель равен 0, незначительно негативное состояние было на начало у 43% детей, к концу года этот показатель 40%, количество позитивно настроенных детей с 43% возросло до 60%
Проведение цикла арт -терапевтических занятий положительно повлияло и на освоение детьми образовательной программы.
Наблюдается положительная динамика по результатам диагностики : 2011-2012г начало года 100% низкий уровень, на конец года средний – 25%, ниже среднего 63%, низкий – 12%., 2012-2013г начало года низкий 83%, средний 17% на конец года: средний – 17%, ниже среднего 83%, низкий – 0%.