Папки-передвижки

Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка

Наталья Коковина
Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые педагоги! Наши дети абсолютно все разные-шустрые и медлительные, плаксивые и сдержанные, ответственные и наоборот витающие в облаках. Оказывается не всё зависит от характера ребёнка, его образа жизни и воспитательного воздействия. Есть такая особенность нервной детельности, как темперамент ребёнка. С ним ребёнок рождается и живёт. При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребёнка. Как писал Теплов Б. М. - "правильное воспитание предполагает не борьбу с врождёнными свойствами, а учёт и опору на них". Нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Данная консультация поможет найти подход детям и быть чуточку повнимательнее друг к другу!

Публикация «Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка» размещена в разделах

"Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка".

1. Особенности типов темперамента. Поведение ребёнка с разным типом темперамента.

2. Анализ и систематизация педагогического воздействия в

зависимости от темперамента ребёнка.

1. С древних времён учё ных интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга, каковы основания этих различий. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Наиболее полно эта теория была разработана И. П. Павловым, который и выделил 4 типа темперамента.

Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны её деятельности и поведения.

Свойства темперамента наиболее устойчивые и постоянные по-сравнению с другими психическими особенностями человека. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.

Особенности ВНД (высшей нервной деятельности) у детей проявляются более ярко, чем у взрослого. Черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться пед. воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.

Темпераменты:

- меланхолик;

- сангвиник;

- флегматик;

- холерик.

Сангвиник:

-общителен, быстро сходится с людьми;

- чувства легко сменяются;

- мимика богатая, подвижная, выразительная;

- деятельность продуктивна лишь при наличии интересов;

- непоседа, рассеян, неаккуратен;

- заводила, выдумщик, фантазёр;

- не злопамятен, миролюбив, не жаден.

Ребёнок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого: сформировать у ребёнка целеустремлённость и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.

Холерик:

-действия порывисты;

- эмоционален, чувства ярко выражены;

- в зависимости от направленности личности:

"+" "-"

инициативность, раздражительность,

принципиальность. аффективность.

- любит риск, приключения;

- не прислушивается к мнению других;

- излишне самостоятелен;

- в еде неразборчив;

- спит мало;

- импульсивен;

- драчун, крикун, конфликтен.

Все реакции такого ребёнка всегда бурные, резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом могут заниматься подолгу. Настроение может резко меняться. Любят занимать лидирующие роли, играть в подвижные игры. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить.

Меланхолик:

- трудно долго на чём-то сосредоточиться;

- высокая тревожность, мнительность;

- чувства глубокие;

- отношения налаживаются трудно;

- часто задумчив;

- если расстроится, плачет долго и горько;

- застенчив;

- слишком рассудительный, "маленький взрослый";

- любит уединение, спокойные игры;

- быстро устаёт;

- боится спорта.

Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет "выпячиваться" перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Их трудно переучить, навыки очень устойчивые. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания.

Флегматик:

- ровный, спокойный, редко выходит из себя;

- упорный труженик;

- чувства устойчивы;

- замкнут, медлителен;

- играет нешумно;

- мало двигается;

- любит порядок и добротность;

- послушен, пунктуален;

- новое не любит;

- в зависимости направленности личности:

"+" "-"

выдержка, лень, безучастность,

глубина мыслей. безволие.

Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув, с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого.

В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности, эксперимент, опрос педагогов и родителей, анкетирование. Для проведения наблюдения психологи используют методику Б. С. Волков, Н. В. Волкова; игровая методика Ю. А. Самарина "Перенос кубиков".

2. При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребёнка. Как писал Теплов Б. М. - "правильное воспитание предполагает не борьбу с врождёнными свойствами, а учёт и опору на них". Нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково.

Рекомендации по работе с детьми-сангвиниками:

- использовать подвижные игры;

- требования спокойствия не должны звучать постоянно;

- необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов;

- важно проявлять строгость, требовательность; обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);

- необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца;

- учить внимательно относится к сверстникам, важно сформировать устойчивые интересы.

Детьми- холериками:

- с пониманием и терпением относиться к проявлениям активности ребёнка;

- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно;

- использовать подвижные и соревновательные игры;

- напоминать, что прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать;

- наказание использовать только тогда, когда ребёнок успокоится. иначе ребёнок в процессе нервного возбуждения не услышит воспитателя;

- ограничивать всё, что возбуждает нервную систему : кино, телевидение, чтение- всё должно быть в меру. ;

- за 2 часа до сна только спокойные занятия;

- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры, конструирование, рисование, лепка;

- приучать к правилам общения: говорить спокойно, тихим голосом, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других;

- необходимо строго соблюдать режим дня;

- не применять окрики, угрозы;

- постоянно давать трудовые поручения, чтобы ребёнок был чем-то занят.

Детьми-меланхоликами:

- требует любящего понимания, поддержки, грубость недопустима;

- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к ребёнку повышенные требования, наказывать, подчёркивать его недостатки;

- использовать лепку, рисование, лёгкие игры;

- целесообразно беседовать с ребёнком, т. к. он отличается внушаемостью;

- необходимо разнообразить жизнь ребёнка, заниматься спортом;

- важно развивать у него общительность.

Детьми- флегматиками:

- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания - это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;

- следует хвалить ребёнка за скорые действия ;

- полезны игры соревновательного характера;

- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);

-нельзя резко обрывать ребёнка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;

-привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.

Публикации по теме:

Памятка родителю от ребёнка Памятка родителю от ребёнка! Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях не только педагогам, но и другим специалистам.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Автор публикации:
Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 13:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коковина (УИ 134748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД