Наталья Коковина
Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги! Наши дети абсолютно все разные-шустрые и медлительные, плаксивые и сдержанные, ответственные и наоборот витающие в облаках. Оказывается не всё зависит от характера ребёнка, его образа жизни и воспитательного воздействия. Есть такая особенность нервной детельности, как темперамент ребёнка. С ним ребёнок рождается и живёт. При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребёнка. Как писал Теплов Б. М. - "правильное воспитание предполагает не борьбу с врождёнными свойствами, а учёт и опору на них". Нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково. Данная консультация поможет найти подход детям и быть чуточку повнимательнее друг к другу!
Публикация «Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка» размещена в разделах
"Влияние типа нервной деятельности детей на развитие ребёнка".
1. Особенности типов темперамента. Поведение ребёнка с разным типом темперамента.
2. Анализ и систематизация педагогического воздействия в
зависимости от темперамента ребёнка.
1. С древних времён учё ных интересовал вопрос: почему люди так отличаются друг от друга, каковы основания этих различий. Создателем учения о темпераменте считается древнегреческий врач Гиппократ. Наиболее полно эта теория была разработана И. П. Павловым, который и выделил 4 типа темперамента.
Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих эмоциональную и динамическую стороны её деятельности и поведения.
Свойства темперамента наиболее устойчивые и постоянные по-сравнению с другими психическими особенностями человека. Причина индивидуальных особенностей поведения лежит в свойствах нервных процессов возбуждения и торможения и их сочетаниях.
Особенности ВНД (высшей нервной деятельности) у детей проявляются более ярко, чем у взрослого. Черты темперамента, хотя они и врождённые, могут поддаваться пед. воздействию и в некоторой мере изменяться. Кроме того, у взрослых людей они могут маскироваться чертами характера.
Темпераменты:
- меланхолик;
- сангвиник;
- флегматик;
- холерик.
Сангвиник:
-общителен, быстро сходится с людьми;
- чувства легко сменяются;
- мимика богатая, подвижная, выразительная;
- деятельность продуктивна лишь при наличии интересов;
- непоседа, рассеян, неаккуратен;
- заводила, выдумщик, фантазёр;
- не злопамятен, миролюбив, не жаден.
Ребёнок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца. Задача взрослого: сформировать у ребёнка целеустремлённость и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому.
Холерик:
-действия порывисты;
- эмоционален, чувства ярко выражены;
- в зависимости от направленности личности:
"+" "-"
инициативность, раздражительность,
принципиальность. аффективность.
- любит риск, приключения;
- не прислушивается к мнению других;
- излишне самостоятелен;
- в еде неразборчив;
- спит мало;
- импульсивен;
- драчун, крикун, конфликтен.
Все реакции такого ребёнка всегда бурные, резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая. Любимым делом могут заниматься подолгу. Настроение может резко меняться. Любят занимать лидирующие роли, играть в подвижные игры. В группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить.
Меланхолик:
- трудно долго на чём-то сосредоточиться;
- высокая тревожность, мнительность;
- чувства глубокие;
- отношения налаживаются трудно;
- часто задумчив;
- если расстроится, плачет долго и горько;
- застенчив;
- слишком рассудительный, "маленький взрослый";
- любит уединение, спокойные игры;
- быстро устаёт;
- боится спорта.
Быстро утомляется, очень раним и чуток. Мало активен, стремится к спокойной деятельности, даже зная что-либо не станет "выпячиваться" перед другими. Часто бывает нерешителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Их трудно переучить, навыки очень устойчивые. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания.
Флегматик:
- ровный, спокойный, редко выходит из себя;
- упорный труженик;
- чувства устойчивы;
- замкнут, медлителен;
- играет нешумно;
- мало двигается;
- любит порядок и добротность;
- послушен, пунктуален;
- новое не любит;
- в зависимости направленности личности:
"+" "-"
выдержка, лень, безучастность,
глубина мыслей. безволие.
Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная, с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступает не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя. К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув, с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого.
В качестве методов определения темперамента детей дошкольного возраста можно использовать наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности, эксперимент, опрос педагогов и родителей, анкетирование. Для проведения наблюдения психологи используют методику Б. С. Волков, Н. В. Волкова; игровая методика Ю. А. Самарина "Перенос кубиков".
2. При осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип темперамента ребёнка. Как писал Теплов Б. М. - "правильное воспитание предполагает не борьбу с врождёнными свойствами, а учёт и опору на них". Нельзя детей с различным темпераментом воспитывать одинаково.
Рекомендации по работе с детьми-сангвиниками:
- использовать подвижные игры;
- требования спокойствия не должны звучать постоянно;
- необходимо учить удерживать внимание с помощью чтения книг, собирания конструктора, просмотра фильмов;
- важно проявлять строгость, требовательность; обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребёнка (не убрал игрушки);
- необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца;
- учить внимательно относится к сверстникам, важно сформировать устойчивые интересы.
Детьми- холериками:
- с пониманием и терпением относиться к проявлениям активности ребёнка;
- говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно;
- использовать подвижные и соревновательные игры;
- напоминать, что прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать;
- наказание использовать только тогда, когда ребёнок успокоится. иначе ребёнок в процессе нервного возбуждения не услышит воспитателя;
- ограничивать всё, что возбуждает нервную систему : кино, телевидение, чтение- всё должно быть в меру. ;
- за 2 часа до сна только спокойные занятия;
- необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание: настольные игры, конструирование, рисование, лепка;
- приучать к правилам общения: говорить спокойно, тихим голосом, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других;
- необходимо строго соблюдать режим дня;
- не применять окрики, угрозы;
- постоянно давать трудовые поручения, чтобы ребёнок был чем-то занят.
Детьми-меланхоликами:
- требует любящего понимания, поддержки, грубость недопустима;
- нельзя повышать голос на ребёнка, проявлять к ребёнку повышенные требования, наказывать, подчёркивать его недостатки;
- использовать лепку, рисование, лёгкие игры;
- целесообразно беседовать с ребёнком, т. к. он отличается внушаемостью;
- необходимо разнообразить жизнь ребёнка, заниматься спортом;
- важно развивать у него общительность.
Детьми- флегматиками:
- нельзя применять окрики, угрозы, поторапливания - это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
- следует хвалить ребёнка за скорые действия ;
- полезны игры соревновательного характера;
- следует побуждать ребёнка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
-нельзя резко обрывать ребёнка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене вида деятельности;
-привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.