Любовь Чунтонова
Влияние зарубежной классической музыки в формировании музыкальной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Все чаще мы слышим из различных источников о необходимости формирования личности через культуру, о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и преумножать ценности родной и мировой культуры. В реальной жизни дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры, т. к. в семье дети, как правило, слышат лишь развлекательную музыку сомнительного качества, а в детском саду дети воспитываются на упрощенном по музыкальному языку материале. В результате ребенок дошкольного возраста не может постичь «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей. Наблюдения же свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта и других композиторов-спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмическую музыку : (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями.
Публикация «Влияние зарубежной классической музыки в формировании музыкальной культуры дошкольников» размещена в разделах
Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия ведет к проявлениям предпочтений, желания слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность.
Одним из видов музыкальной деятельности, способным решить задачу повышения музыкальной культуры ребенка является слушание музыки - наиболее развивающий и сложный для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее.
Знакомство детей дошкольного возраста с зарубежной классической музыкой с образцовыми классическими произведениями и мировой музыкальной культуры в целом проходят на музыкальных занятиях. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов, главным образом, прошлого времени.
Классическая музыка XVIII века (Бах и Гайдн, Моцарт, Бетховен)
XVIII век - одна из блистательных страниц в истории западноевропейской музыки. Это время Баха и Гайдна, Моцарта и Бетховена. Творчество Бетховена завершает столетие, распространяя свое могучее влияние на новый XIX век.
Как известно, Германия, Италия и Франция с их творческими школами занимали ведущее положение в развитии музыкального искусства того времени. Среди потока создававшейся в это время музыки, произведения И. С. Баха выделялись значительностью разрабатываемых тем, касающихся самых коренных вопросов человеческой жизни. Век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения. Этот век в истории музыкального искусства Европы открывается двумя крупнейшими фигурами И. С. Баха и Г. Генделя.
Имя Иоганна Себастьяна Баха с первого этапа знакомства с его музыкой должно быть для ребенка неразрывно и навсегда связано с самим понятием музыки. Если музыка Баха с раннего детства проникает в сознание ребенка, она становится для него на всю жизнь критерием музыкального совершенства. При организации слушания произведений Баха педагог должен обратить внимание детей, что музыка была его жизнью, его повседневным делом. С детских лет Иоганн Себастьян играл па органе, клавесине, скрипке, пел в хоре. С детских лет он стремился узнать, как можно больше музыкальных произведений и по ночам переписывал ноты. Никто до Баха не говорил еще в музыке так глубоко и гак выразительно о самом главном - о жизни, о человеке, его радостях и горестях, о его мужестве и внутренней красоте. В музыкальную программу целесообразно включить наиболее известные из произведений Баха, которые доступны для восприятия детьми дошкольного возраста. Специально для детей написаны его музыкальные миниатюры из нотной тетради Анны Магдалины Бах.
Дошкольники должны быть знакомы и с творчеством выдающегося итальянского композитора Антонио Вивальди, на произведениях которого учились Бах и Гендель. Его концерт "Пастушка" доступен для восприятия детьми 4-6 лет, а знакомство с замечательным циклом "Времена года" можно начинать уже с 6 лет.
Дети дошкольного возраста должны быть хорошо знакомы и с творчеством основоположника венской классической школы Йозефа Гайдна, который оставил после себя громадное музыкальное наследие. Он является автором более ста симфоний, самые известные из которых вполне доступны для восприятия детьми 5-7 лет. С некоторыми менуэтами Гайдна можно познакомить детей уже с трех лет, а его ''Детская симфония" доступна для слушания детьми с 5 лет. Известна история создания "Детской симфонии", которую педагог может рассказать детям при организации слушания этой музыки. Однажды Гайдн возвращался с охоты и по дороге попал на ярмарку. Он увидел, с какой жадностью смотрят босоногие ребятишки на корзину продавца игрушек. Гайдн накупил глиняных кукушек, свистулек, дудочек и барабанчиков и раздал их детям, счастливые оборванцы принялись с восторгом дудеть, свистеть и барабанить, а композитор с улыбкой слушал этот гомон и вскоре написал оригинальную, очаровательную "Детскую симфонию". Она привлекает своей живостью и напевностью. Вместе с обычными инструментами симфонического оркестра в ней участвует целый набор игрушечных: кукушка, трещотка, глиняный соловей и др.
Как можно раньше детей нужно знакомить с музыкой гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Знакомя дошкольников с музыкой Моцарта, необходимо рассказать о его необычайно раннем музыкальном развитии и его неповторимой славе. Уже в три года он повторял пьесы, которые разучивала его сестра, а с шести лет сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте ''Иной капельмейстер умирает, не выучив того, что умеет этот ребенок! '' - заметил один из слушателей, услышав игру десятилетнего Моцарта. Можно обратить внимание детей, что Моцарт был большим любителем танцев и оставил нам великое множество танцевальных пьес различного характера. Эти пьесы доступны для восприятия детьми уже в 3 - 4 года. Детей 5 - 7 лег необходимо познакомить с популярными музыкальными произведениями В. А. Моцарта крупных форм - "Маленькой ночной серенадой", симфонией № 40 (1 часть, сонатой для фортепиано № 15 (1 часть) и фрагментами из оперы "Волшебная флейта".
Творчество величайшего немецкого композитора Людвига Ван Бетховена завершает XVІІІ столетие. Его творчество по праву занимает достойное место рядом с именами таких титанов, как Шекспир, Рембрандт и Толстой. Этот композитор должен прочно войти в сознание детей как одно из величайших явлений мировой культуры, поэтому с его музыкой нужно знакомить детей как можно раньше. Им можно рассказать, что незаурядное музыкальное дарование мальчика проявилось в раннем детстве, но по-настоящему заниматься композицией он начал в 12 лет. Бетховен рано познал несправедливость, горечь унижений и обид. Его отец, корыстолюбивый, деспотичный, задумал сделать из него приносящего доход вундеркинда. Жестокими побоями "вколачивал" он в мальчика музыкальные навыки, заставляя его с утра до вечера упражняться в игре на фортепиано и скрипке. Суровость и грубость отца надломили душу ребенка, наложили неизгладимый отпечаток на его характер. Человек огромного жизнелюбия, редкой нравственной красоты и благородства, Бетховен навсегда остался замкнутым, необщительным, резким в обращении с окружающими. Композитор написал значительное число произведений для детей. В числе их песенка "Сурок". Эта песенка стала жить отдельной от пьесы Гете жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием. Некоторые другие произведения Бетховена также доступны для восприятия детей, начиная с трех лет.
Нас поражает то, как дети способны понять, осмыслить и почувствовать самое глубокое и важное в его творчестве, которое не всегда доступно даже восприятию взрослых. Именно поэтому детям, наряду с малыми формами, можно уже в 6-7 лет дать послушать "Лунную" (1 часть) и ''Патетическую" (1 часть) сонаты Бетховена. Музыка Бетховена воплощает в себе героические образы.
Музыкальное наследие ХІХ века
(Шуберт, Шуман, Шопена Лист, Штраус, Григ и др.)
Творчество известного польского композитора Михала Клеофаса Огинского представлено самым известным из его полонезов "Прощание с родиной", с которым можно знакомить детей, начиная с 5-летнего возраста.
Дети должны быть ознакомлены с творчеством одного из крупнейших итальянских композиторов XIX столетия Джоакино Россини. Музыка Россини ярка и индивидуальна, оптимистична, наполнена яркими прекрасными мелодиями. Детям можно предложить наиболее популярные увертюры Россини к операм и фрагменты из оперы "Севильский цирюльник".
Следует также обратить детское внимание на творчество - Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена и Ф. Листа. Детей необходимо познакомить с наиболее популярными вокальными миниатюрами Франца Шуберта из цикла "Прекрасная мельничиха". Они просты, мелодичны и вполне доступны детям 3-5 лет. Бодрая, жизнерадостная песня "В путь" открывает этот цикл. Слушая ее, педагог должен обратить внимание детей на музыкальные образы этой миниатюры. Все, что окружает мельника, в постоянном движении: бурлят и стремятся вдаль ручейки и речки, двигающие колеса мельницы. Не отстают от них и тяжелые, неуклюжие жернова. Все это выражено в песне "В путь". Ручей - верный спутник и друг молодого мельника. Его звонкое журчание слышится в фортепианной партии большинства песен этого цикла. По течению ручья шагает юноша, прислушиваясь к неумолкающему ласковому бормотанию своего спутника. Многие песни цикла "Прекрасная мельничиха" простого народно-песенного склада. Они легко запоминаются детьми, им так и хочется их напевать.
В 6-7 лет детей можно познакомить с замечательным творением Ф. Шуберта "Ave Maria". Перед слушанием этого произведения педагог должен в доступной для детей форме рассказать, что в основу этого произведения положен образ библейской Божьей матери - девы Марии. Он символизирует собою красоту, благородство, чистоту и доброту женщины-матери. Нужно обратить внимание детей, что в разные времена многие художники, скульпторы воспевали этот образ. Хорошо, если во время взволнованного, трепетного звучания прекрасного произведения Ф. Шуберта дети будут видеть репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Ботичелли, запечатлевших святых мадонн.
Человек большой и светлой души, очень любивший людей - взрослых и детей, - таким предстает в своей музыке Роберт Шуман - великий немецкий композитор-романтик. Шумана можно сравнить с хорошо знакомым детям сказочником Хансом Христианом Андерсеном. Оба они обращались к самому лучшему в людях: к их способности замечать красоту и добро, видеть чудесное и необыкновенное в полевом цветке, в шелесте леса, прислушиваться к тайному голосу человеческого сердца. Шуман много писал о детях и для детей. Хорошо понятны и доступны детям фортепианные миниатюры Р. Шумана из альбома "Для юношества" и "Детских сцен". Детям нужно объяснить, что они написаны человеком взрослым, но не забывшим своего детства и с любовью отразившим в музыке многогранный мир детской души. Веселые игры и слегка пугающая сказочная таинственность, счастливая беззаботность и первые мысли о серьезном. Об этом говорят названия некоторых частей цикла: "О чужих странах и людях", "Горелки", "Вполне счастлив", "Верхом на палочке", "Засыпающий ребенок" и т. д. Самая известная пьеса из "Детских сцен" - "Грезы". Она пленяет своей светлой и ласковой мелодией. Это прекрасное произведение звучит по радио и с экранов телевидения в дни памяти и скорби о погибших в годы Великой Отечественной войны.
Одно из замечательных свойств произведений классика польской музыки Фредерика Шопена - их доходчивость. Его музыка пронизана красотой польских танцевальных ритмов. Детей нужно познакомить с наиболее известными из его прелюдий, вальсов, мазурок и ноктюрнов. Неповторимо своеобразны прелюдии Шопена. Детям нужно разъяснить, что в прошлом название "прелюдия" означало вступительную пьесу. Небольшими вступлениями-прелюдиями предварялись оперы и крупные хоровые произведения. Прелюдии Шопена - не вступления, они ничему не "предшествуют". Это чаще всего сравнительно небольшие, но содержательные пьесы. Как и другие композиторы XIX века, Шопен сочинял и вальсы. Нужно обратить внимание детей, что вальс возник из незатейливых австрийских и немецких народных танцев. Вскоре он становится излюбленным европейским танцем. Обращаясь к вальсу, Шопен поэтизирует этот простой бытовой танец. Большинство его вальсов - широко развернутые пьесы трехчастного строения, которым присущи яркие контрасты. Детям можно предложить для слушания наиболее известные вальсы Шопена № 1, № 7 и № 10. Видное место в творчестве Шопена занимает польский национальный танец - мазурка. Детям нужно объяснить, что мазурка - польский танец в трехдольном размере, оживленного движения, с преобладанием "прыжкового" шага. Свои первые мазурки Шопен сочинил в возрасте 14-15 лет. Как правило, это задорно веселые - мажорные пьесы.
Творчество известного венгерского композитора Ференца Листа можно открыть для детей его известной венгерской рапсодией № 2 и "Ракоци-маршем" из венгерской рапсодии № 15. При организации слушания этих произведений Листа детям можно объяснить истоки венгерских рапсодий. "Венгерские рапсодии" - фортепианные фантазии свободной формы, которые состоят из ярких, контрастных песенных и плясовых напевов. В их основе лежат обработки народных напевов своей родины, которые доступны и понятны детям. Широкую известность получила "Венгерская рапсодия № 2", которая открывается скорбным вступлением. Затем звучит печальная мелодия, проникнутая глубоким лирическим чувством. Постепенно эта мелодия светлеет. Слышится быстрый, плясовой напев, легкий и грациозный. Все быстрей становится движение пляски, напоминающей крутящийся вихрь. Лист сочинил 15 рапсодий. Одной из самых ярких была 15-ая рапсодия, построенная на знаменитой теме "Ракоци-марша"-революционного марша борьбы венгерского народа. Рапсодии Листа - живые картины народного быта, порой суровые и печальные, но чаще жизнерадостные и светлые, проникнутые безудержным весельем.
С раннего возраста детей следует познакомить с творчеством выдающихся западноевропейских оперных композиторов Дж. Верди, Ш. Гуно и Ж. Бизе. Нужно обратить внимание детей на то, что в недавнем прошлом любимым видом музыкально-театрального искусства была опера. В ней сочетаются разные виды искусства: вокальная и инструментальная музыка, драматическое действие, мимика, танец. Для постановки каждой оперы требуется еще и сценическое оформление - декорации, костюмы, - в оперных спектаклях немалую роль играет и изобразительное искусство. К созданию оперных декораций в крупных театрах нередко привлекались известные художники. Опера - своеобразное музыкально-театральное произведение, в котором обычная разговорная речь полностью или в значительной мере заменена пением. Родина оперы - Италия. И это не случайно. Издавна итальянские певицы славились своими прекрасными голосами. Творчество гениального итальянского оперного композитора Джузеппе Верди можно представить для детей фрагментами из опер ''Травиата'', "Риголетто" и "Аида", Дети прекрасно воспринимают всем известный марш из оперы "Аида" Дж. Верди, который навсегда остается в их памяти.
С творчеством французского композитора Шарля Гуно можно познакомить детей, предлагая для слушания наиболее популярные фрагменты из его оперы "Фауст". Наиболее известны и доступны детям "Марш" и "Вальс" из оперы "Фауст", которые отличаются красотой и изяществом мелодий.
Выдающийся французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес "Игры для детей" для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра. Первая пьеса этой сюиты - марш "Труба и барабан", потом нежная "Колыбельная" (кукла, а за ней стремительно взрывается "Волчок". Мы ощущаем, как его заводят, и он вращается, жужжа. Последняя пьеса сюиты - "Бал". Мелодия, словно расшалившись, перебрасывается от одной группы инструментов к другой в веселом озорном галопе. Композитор хорошо известен, прежде всего, как автор оперы "Кармен". Наиболее популярные фрагменты из этой оперы, которые вполне доступны для восприятия детьми 5-7 лет. Опера "Кармен" начинается прекрасной красочной "Увертюрой". В ее основе лежит контраст образов солнечно-светлого народного празднества и трагической судьбы главной героини оперы. В увертюре звучит увлекательная, веселая, словно залитая южным солнцем музыка марша - задорный припев куплетов тореадора ("Тореадор, смелее в бой"). Дети прекрасно воспринимают фрагменты из оперы "Кармен" : "Хор мальчиков" и темпераментную "Сегидилью". В начале четвертого действия оперы звучит "Антракт" - блестящая оркестровая пьеса, основанная на интонациях и ритмах испанской народной музыки. Светлая и праздничная, сверкающая яркими красками музыка вступления непосредственно вводит в действие.
Иоганн Штраус вошел в историю XIX века как великий мастер танцевально-бытовой музыки. Он привнес в нее черты художественности, углубив и развив типичные особенности австрийской народно-танцевальной практики. Произведениям И. Штрауса свойственно мелодическое богатство и простота образов. Его наиболее известные польки, вальсы и марши вполне доступны для слушания дошкольниками.
Выдающийся немецкий композитор Иоганнес Брамс известен, прежде всего, как автор знаменитых венгерских танцев. Детей 5-7 лет следует познакомить с наиболее популярными из них - венгерским танцем № 1, № 5 и №6. Эти танцы мелодичны, в них синтезированы элементы немецкой музыкальной романтики и широко используется венгерский фольклор.
Творчество известного французского композитора Камиля Сен-Санса известно прежде всего из его цикла "Карнавал животных" - фантазий для двух фортепиано и оркестра. На фоне оркестрового марша, словно грозное рычание: это появляются львы! Скрипки забавно "кудахчут" и "кукарекают". Приятная мелодия контрабаса и аккорды фортепиано передают тяжелую поступь и добродушный характер слона. Детей нужно познакомить с наиболее известными миниатюрами из этого цикла. Особое место занимает популярная миниатюра "Лебедь". Эта музыка, под которую балерины танцуют знаменитого "Умирающего лебедя".
Выдающийся чешский композитор Антонин Дворжак знаком нам, прежде всего, по его "Славянским танцам". Его музыка проникнута оптимизмом, отмечена редким мелодичным богатством, близостью к славянскому музыкальному фольклору. Детей 5-7 лет нужно познакомить с наиболее известными из "Славянских танцев".
В детскую музыкальную программу можно также включить творчество крупных представителей балетной музыки, таких как французский композитор Л. Делиб и австрийский композитор Л. Минкус. Музыка Лео Делиба отличается мелодичностью, близостью к бытовым музыкальным жанрам, свежестью гармоничного языка, изяществом, пластичностью формы. Музыку из балета "Сильвия" П. И. Чайковский назвал "гениальной в своем роде". Делиб пошел по пути симфонизации музыки и драматизации танца, оказав плодотворное влияние на дальнейшее развитие балета. Детей нужно познакомить с наиболее известными фрагментами из балета Делиба.
Творчество Людвига Минкуса можно открыть для детей наиболее известными фрагментами из балета "Дон Кихот".
Выдающийся норвежский композитор Эдвард Григ оказал большое влияние не только на скандинавских авторов, но и на европейскую музыку в целом. В его творчестве нашли отражение типичные черты норвежского музыкального фольклора, которые представлены в замечательной симфонической сюите к драме Ибсена "Пер Гюнт". В своей пьесе Ибсен использовал элементы норвежских народных сказок, а Э. Григ воплотил эти сказочные картины в своей замечательной музыке. Красочные сцены норвежского народного быта, поэтичные образы природы и народной фантастики увлекли Грига. В пьесе "Утро" он передал красоту норвежской природы. При слушании этой музыки и последующем ее описании педагог должен дать свободу детской фантазии. Можно дополнить впечатления детей рассказом о том, что эта картина прекрасного северного утра стала своего рода прелюдией к последующему действию. Оркестр здесь прозрачен и прост: одни лишь струнные и духовые деревянные инструменты. Да еще порой доносятся голоса лесных рогов - валторн. Ясная и светлая мелодия "Утра" построена на певучих оборотах народных пастушеских наигрышей. Голоса музыкальных инструментов словно перекликаются, звучность оркестра нарастает. И вот уже главную тему поет хор струнных инструментов, а музыка становится все напряженней. В момент могучего звучания оркестра словно восходит солнце. И снова возвращается главная тема. Чуть доносятся отзвуки охотничьих рогов, наигрыши пастушеских дудок и нежные голоса птиц. Тихая, ясная музыка воссоздает покой раннего утра. "Танец Анитры" - изящный, причудливый, завлекающий. В пьесе его танцует арабская красавица. Эта пьеса исполняется лишь струнными инструментами с добавлением звенящих серебряных ударов треугольника. Пьеса "В пещере горного короля" носит мрачный, сказочно-фантастический характер. Нужно обратить внимание детей, что через всю пьесу проходит тяжело топочущая тема норвежских горных чудовищ; ее исполняют сперва самые низкие инструменты оркестра: виолончели, контрабасы и фаготы. Главная тема повторяется неизменно, звучание оркестра усиливается, подобно движущейся лавине. Весь оркестр в движении, слышны пронзительные возгласы деревянных духовых инструментов, грозные голоса тромбонов и труб. Звучание достигает огромной силы, неожиданно обрываясь. Центральной пьесой сюиты является "Песня Сольвейг", которая символизирует собой прекрасную светлую девушку Сольвейг (имя ее означает "солнечный путь"). Всем сердцем любит молодой крестьянский парень Пер чистую и светлую Сольвейг. Детям можно предложить наиболее известные пьесы из сюиты "Пер Гюнт".
Заключение
Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике, поскольку классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития. Бытует мнение, что классическая музыка сложна для восприятия детьми, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение неоправданно.
Развивая эмоции, интересы, мышление, воображение, вкусы ребёнка, мы формируем основы его музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры в целом. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие. Если эстетическое сознание ребенка обогащается с помощью музыки, то это не пройдет бесследно для его духовного становления.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации-способности ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Список использованной литературы:
1. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания /Н. Давыдова//
Дошкольное воспитание. – 1994. – №6.
2. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя/
О. Радынова// Дошкольное воспитание. – 1994. – №11.
3. Радынова О. П. Слушаем музыку. - М. : Сфера, 1990.
4. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке/Л. Школяр//Дошкольное воспитание. – 1992.
5. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 1978.
6. Гулоянц В. И. Музыкальная грамота для детей. - М. : Аквариум, 1997.
7. https://referat.co/ref/645312/read?p=5
8. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=788308