Лучший педагог года

Проект «Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Лариса Жеребцова
Проект «Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»

Л. Ю. Жеребцова

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций, совершенствования педагогических технологий.

Современная система дошкольного образования, ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка, она выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

Публикация «Проект „Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ“» размещена в разделах

Задачами педагогической деятельности в дошкольном образовании являются воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Килпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Ряд авторов (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств воспитанника. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Метод педагогического проектирования – это одна из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в ДОО, влияющая на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.

Проблема овладения педагогами дошкольных образовательных организаций технологией проектирования при построении воспитательно-образовательного процесса на современном этапе дошкольного образования сейчас очень актуальна. Что же нужно для того, чтобы подготовить внедрение данной инновационной технологии? Необходимо дать воспитателю четкое представление о сущности предлагаемого вида деятельности, его особенностях и области применения; обеспечить полноценные условия для повышения профессиональной компетентности педагога. Залогом успешного овладения современными технологиями образования является грамотная организация управленческой работы в ДОО.

На базе МБДОУ «Детский сад №90» города Кургана было проведено исследование с целью:

- изучения влияния управленческо-методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования технологии проектирования в дошкольной образовательной организации;

- выявления трудностей воспитателей в теоретической подготовке и практической деятельности по применению технологии проектирования в воспитательно-образовательном процессе ДОО;

- введения разнообразных форм и активных методов обучения воспитателей технологии проектирования.

Исследованием были охвачены 15 педагогов ДОО.

Профессиональная компетентность воспитателей в ходе исследования оценивалась по таким критериям, как:

- знания теоретических и практических основ метода проектов;

- аналитические и рефлексивные умения;

- прогностические и проективные;

- организаторские и коммуникативные.

Использование метода экспертных оценок с опорой на выделенные критерии позволило распределить результаты следующим образом:

5% воспитателей обладают высоким уровнем профессиональной компетентности по применению технологии проектирования в ДОО;

45% - средним уровнем;

50% находятся на низком уровне.

Также на констатирующем этапе исследования с помощью анкетирования (на основе адаптированной методики В. А. Беляевой и А. А. Петренко) изучалась готовность воспитателей к инновационным изменениям и освоению современных педагогических технологий, выявлялся уровень знаний современных педагогических достижений. Ответы имели неоднородную структуру, но в каждом из них выражалась готовность к участию в семинарах-практикумах, работе в творческих группах по освоению новых форм и методов организации педагогического процесса.

На основе анализа состояния практики по внедрению в работу ДОО технологии проектирования был разработан и апробирован семинар-практикум «Метод проектов в ДОО как инновационная педагогическая технология».

Семинар-практикум был построен на методике интерактивного обучения, рассчитан на учебный год (5 занятий) и имел следующие цели:

- повысить профессиональную компетентность воспитателей;

- обучить воспитателей проектной деятельности;

- внедрить в педагогический процесс технологию проекта;

- стимулировать развитие интеллектуальной и творческой инициативы воспитателей.

Участники семинара:

- знакомились с теоретическими основами проектной деятельности, определяли место метода проектов в педагогическом процессе ДОУ;

- изучали представленный в периодике опыт работы дошкольных учреждений по применению метода проектов в педагогическом процессе;

- обучались технологии проектирования на концептуальной стадии проекта и стадии конструирования.

Стадия реализации проектов явилась закономерным практическим продолжением семинара, поскольку опиралась на полученные воспитателями на предыдущих занятиях знания и умения. В завершение семинара состоялась презентация авторских проектов в рамках тематического пространства «Моё Зауралье».

Анализ результатов данной работы позволяет сделать вывод о том, что проектные мероприятия способствовали: повышению уровня профессионального мастерства педагогов на основе проектирования своей педагогической деятельности; совместному переходу педагогов и старшего воспитателя на более высокую профессиональную ступень.

Технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Публикации по теме:

Современные образовательные технологии Современные образовательные технологии В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Проектная деятельность в ДОУ как инновационная педагогическая технология Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 11:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД