Бурлият Эльдерханова
Методическая разработка «Волшебные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Моя методическая разработка «Волшебные ладошки»
В наш логопедический пункт зачисляются дети с различными нарушениями речи: дислалия, дизартрия, заикание и т. д. Почти у всех детей, как известно, нарушена и мелкая (тонкая) моторика. Работу по развитию мелкой моторики и координации движений руки считаю очень важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
На каждом занятии стараюсь выполнять с детьми интересные, запоминающиеся, увлекательные игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Публикация «Методическая разработка „Волшебные ладошки“» размещена в разделах
Во время выполнения детьми пальчиковых упражнений обратила внимание, что дети с трудом запоминают названия пальцев. Для закрепления названий предлагала ребенку обвести свою ладошку и называть каждый пальчик, объясняя при этом, почему дали такое «имя». Увидев с каким интересом дети выполняют это задание, решила дополнить систему упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, автоматизацию и дифференциацию звуков своей методической разработкой «Волшебные ладошки».
Целью данной методики является оптимизация процесса автоматизации и дифференциации звуков путем осуществления ручных и артикуляторных движений.
Используя данную методику, решаем сразу несколько задач:
- оптимизация процесса автоматизации и дифференциации звуков;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие фонематического слуха;
-развитие памяти, внимания;
-развитие координации движения пальцев рук и т. д.
Описание метода.
На листе бумаги цветным карандашом ребенок обводит свою ладонь (если не получается, с помощью логопеда). Рис. 1
На каждом пальчике пишем гласные буквы, а в центре – поставленный звук. Рис. 2.
Для детей, не знающих алфавит, вводим зрительные опоры-символы гласных звуков, которые не только подсказывают какой звук произносить, но, и напоминают, что губы должны активно работать, что обеспечивает четкость артикуляции.
В центре ладошки рисуем символ поставленного звука: [С] - сова [З] – комар и т. д.
Рис. 2
Рис 3.
Вначале произносим поставленный звук утрированно, а затем, продолжая произносить звук, ведем одноименным пальцем, от центра ладошки по очереди к каждому пальцу, к гласным буквам (к символам звуков). Например: р-р-ра, р-р-ро; р-р-ру; р-р-ры; р-р-рэ. Рис. 4.
Очень успешно использую данную разработку при дифференциации звуков на подгрупповых занятиях. Игра «Ладошки соревнуются». рис 5,6.
Используя «Волшебные ладошки» при автоматизации и дифференциации звуков, ребенок не только запоминает название пальцев, но и начинает оценивать их работу.
Игра «Пальчик-победитель» (Автоматизация поставленного звука в словах). Игра особенно актуальна при работе с детьми со стертой дизартрией, у которых затруднен процесс автоматизации.
Ребенок договаривает слово, начав соответствующим каждому пальцу слогом. Какой пальчик быстрее справиться (закрепляется звук в словах) - тот победитель.
При автоматизации звука в обратных слогах – от кончика пальца к середине ладошки (от символа гласного звука к поставленному звуку)
Методическая разработка «Волшебные ладошки» положительно влияет на эмоциональ-ное развитие ребёнка через слово, рисунок, увлечённость, заинтересованность, яркое впечатление, труд.
Хочется отметить, что данной методикой пользуюсь не только я, но и мои коллеги, которые активно её используют в своей практике и считают мою разработку "Волшебные ладошки" очень интересной, увлекательной и эффективной.
Использованная литература:
1. Е. Ф. Архипова. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. М., 2008г.
2. О. И. Крупенчук. Пальчиковые игры для детей. М., 2008г.