Наталья Веселова
Проект «Волшебный мир морей и океанов» с воспитанниками подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
Познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Время реализации проекта :
Сентябрь 2021 – май 2022 учебный год.
Актуальность:
Публикация «Проект „Волшебный мир морей и океанов“ с воспитанниками подготовительной группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающим их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее педагогами, родителями значимости этой проблемы, с одной стороны и недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов. С целью показать, осознать уникальность данных природных объектов, вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь Земля больше половины состоит из воды, и заложить основы экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов».
Методы и средства реализации проекта.
Данный проект разработан для детей подготовительной группы, где будут рекомендованы занятия различной формы организации (групповые, индивидуальные, а также различные формы совместной деятельности педагога и детей.
В процессе занятий дети будут учиться моделировать, рассуждать, анализировать.
Данные занятия будут развивать логическое мышление, творческое воображение, а также умение детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. В ходе занятий дети будут создавать индивидуальный неповторимый выразительный образ объектов и явлений по представлению, по памяти и т. д.
Предполагается изучение и анализ методической литературы, анкетирование, консультации, практические занятия, проведение диагностики. Непосредственно-образовательная деятельность. Художественное творчество. Чтение художественной литературы. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Тематические погружения по теме проекта. Работа с родителями. Использование презентации.
Цель проекта.
Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Волшебный мир морей и океанов».
Задачи.
Для детей:
1. Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания о разнообразии подводного мира; обогащать речь детей.
2. Формировать бережное отношение к природе.
3. Обеспечить благоприятные условия для развития у детей творческих способностей.
4. Собрать информацию о морских обитателях, переработать полученные знания через продуктивную деятельность.
5. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе, дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
6. Способствовать поддержанию интереса к использованию во время семейного досуга нетрадиционной художественной техники.
Для родителей:
1. Повысить экологическую культуру всех участников педагогического процесса.
2. Вовлечь родителей в совместную продуктивную, игровую деятельность с детьми,
3. Расширять, укреплять формы и виды социального партнёрства (проведение экскурсионных маршрутов).
Для педагогов:
1. Повышать компетентность воспитателей в использовании технологии метода проекта.
2. Создать информационную и методическую базу по изучаемой проблеме.
3. Составить картотеку игр по теме «Волшебный мир морей и океанов».
Интеграция образовательных областей:
«речевое развитие»,
«познавательное развитие»,
«художественно-эстетическое»,
«физическое развитие»,
«социально-коммуникативное».
Предполагаемые результаты:
Дети
1. Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
2. Владение понятиями «морские животные», рыбы (речные, морские, «моллюски».
3. Иметь представления о некоторых особенностях строения тела водных обитателей в связи с их жизнью в воде, особенностях их передвижения (плавают, ползают, способах маскировки, об уникальности каждого вида.
4. Углубление взаимосвязи с другими обитателями подводного мира.
5. Расширение представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
6. Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту живой и неживой природы.
Родители
1. Формирование персональных навыков экологически – грамотного поведения в природе.
2. Вовлечение родителей в педагогический процесс детского сада.
3. Расширение тематики и способов детски – родительских отношений.
Педагоги
1. Использование информационной и методической базы для проектной деятельности.
2. Использование картотеки игр по теме «Мир морей и океанов».
Формы работы
Организованная образовательная деятельность;
Беседы-рассуждения;
Беседы-общения;
Составление рассказов;
Развлечения.
Этапы реализации проекта
1 этап
Сбор информации,
Работа с методической литературой,
Составление плана работы над проектом,
Создание предметно-развивающей среды по тематике.
Подготовить задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
2 этап
1. Беседы с детьми по данной теме;
2. Просмотр мультфильмов;
3. Рассматривание сюжетных картинок;
4. Подбор книг, сказок, стихов, загадок по данной теме, привлечение детей к участию в придумывании рассказов;
5. Разучивание стихов;
6. Игры: словесные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые;
7. Решение проблемных ситуаций.
8. Родительское собрание;
9. Изготовление памяток, рекомендаций для родителей и педагогов;
10. Художественное творчество (рисование, лепка).
11. Конструирование (плоскостное, из разных видов конструктора, из природного материала, из бросового материала).
12. Сюжетно – ролевые игры
13. Театрализованные игры
14. Работа с родителями
3 этап
1. Презентация проекта для родителей и педагогов.
2. Проведение анализа и оценки результатов реализуемого проекта.
3. Определение дальнейшее перспективы развития образовательной работы с детьми по данной теме.
4. Представление макета «Морское дно».
5. Развлечение на тему «Волшебство подводного мира».
Предварительная работа:
1 этап
Подготовительный
1. Изучение тематики, формулировка проблемы.
- активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин
2. Проведение диагностики знаний детей по теме проекта.
- выявить знания и представления детей о морских обитателях - Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать?
3. Информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
- приобщение родителей к участию в проекте.
4. Составление перспективного плана знакомства и изучения «Волшебного мира морей и океанов» - активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин; закрепить знания детей о разнообразии подводного мира
5. Сбор и накопление материала по проблеме (подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий)
- активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин, закрепить знания о разнообразии подводного мира
2 этап
Основной
Реализация проекта
Реализация содержания проекта с интеграцией образовательных областей, оформление презентаций, макетов, дидактических и подвижных игр, подбор литературы, мультфильмов, музыкального сопровождения.
Проведение работы с родителями.
Взаимодействие с социальными партнерами.
При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие памяти, мышления, воображения и восприятия). Содержание деятельности ориентированно на умственное, личностное и психологическое развитие ребенка.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно речевой активности старших дошкольников, а так же развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности
3 этап
Результативный
Продукты проекта
Обобщение и структурирование материалов по результатам работы, анализ ожидаемых результатов.
Проведение итоговой педагогической диагностики.
Презентация проекта по теме.
Итоговое мероприятие: Представление макета «Морское дно». Развлечение на тему «Волшебство подводного мира».
Для детей:
- Посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В поисках Немо», «Осьминожки».
Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Рыбаки».
- Дидактические игры: «Собери рыбку», «Кто живет в воде?», «Четвертый лишний», «Русалочка», «Чей силуэт», «Угадай звук животного», «Чья теть», «Укрась аквариум», «Угадай какой водоём», «Кто здесь живет», «О ком рассказ».
- Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки», «Водяной», «Водолаз»,
- Настольно – печатные и словесные игры: «Опиши животное», Отгадай загадку», «Кто, что слышит», «Чьи детки», «Найди предмет по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц».
- Чтение литературы: Х-К. Андерсен «Русалочка», Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахаров «Кто в море живёт?», А. С, Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды», С. Баранова «Дельфины».
- Экспериментирование (опыты с водой)
- Беседы: «Опасности у воды», «Об истории исследования океана».
- Продуктивная деятельность по теме «Вода и её обитатели» (лепка, рисование, конструирование из бумаги, оригами).
- Совместная экологическая деятельность воспитателей с детьми : «Сохраним планету чистой».
- Театрализованная деятельность «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Слушание музыки и песен о воде.
- Разучивание танцев.
- Подборка опытов с водой.
- Чтение информационной и художественной литературы об истории исследования мирового океана, водоёмах и их обитателях.
- Подготовка сценариев досуга, конспектов совместной деятельности.
- Организация развивающей среды по теме проекта.
- Отбор фотографий, принесенных детьми, подготовка слайд-шоу «Обитатели морей и океана».
- Фотофиксация детских достижений.
- Организация и проведение совместной продуктивной деятельности с детьми и родителями.
Для родителей:
1. Посещение с ребенком библиотеки для накопления информации о морях и океанах.
2. Изготовление книжек – малышек «Подводные приключения».
3. Помощь в изготовлении макета морского дна.
4. Организация выставки рисунков на тему: «Удивительный мир морей и океанов»
5. Создание коллажа «Кто в море живет?»
6. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
Мониторинг достижений детей по теме «Волшебный мир морей и океанов» осуществляется по следующим направлениям и показателям компетентности:
1. Интеллектуальная компетентность:
Способен самостоятельно выделять и пополнять объем содержательных сообщений.
Способен обобщать освоенные знания и представления сведениями из личного опыта.
2. Эстетическая компетентность:
Умеет замечать необычное в обыденном.
Способен выделять признаки красоты и гармоничности в окружающем мире.
Способен выразить субъективно-оценочное отношение в продуктах деятельности.
3. Речевая компетентность:
Готов самостоятельно решать задачи, связанные с использование речи, как средства общения.
Способен самостоятельно составлять рассказы.
Мониторинг
*Игры.
*Беседы.
*Обобщающие и проблемно-поисковые ситуации.
*Вариативно-игровые задания.
Результаты проекта
На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен.
Для детей:
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»; - иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида;
- составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Для педагогов:
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов,
- повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
Для родителей:
- установление положительных отношений между родителями и педагогами,
- побуждать к установлению взаимопонимания между родителями и детьми во время творческой совместной работы,
- развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам.
Результаты проекта
На практике убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен.
Для детей:
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»; - иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида;
- составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Для педагогов:
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов,
- повышение уровня педагогов в овладении современными образовательными технологиями.
Для родителей:
- установление положительных отношений между родителями и педагогами,
- побуждать к установлению взаимопонимания между родителями и детьми во время творческой совместной работы,
- развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам.