Евгения Липина
«Воспитываем вместе». Современные формы взаимодействия воспитателей детского сада и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитываем вместе»
Я хочу рассказать о современных формах взаимодействия воспитателей детского сада и родителей детей дошкольного возраста. Ведь на сегодняшний день для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней.
Публикация «„Воспитываем вместе“, Современные формы взаимодействия воспитателей детского сада и родителей» размещена в разделах
Как нам всем известно, дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Изучение исторического опыта позволяет перенимать и внедрять интересные идеи, творческие находки, учиться на чужих ошибках. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно, что именно родители, их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Именно, в семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.
Таким образом, из выше мною сказанного можно сделать вывод, что взаимодействие воспитателей с родителями, это:
- во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке со стороны родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе.
- во-вторых, это конечно же учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель в свою очередь узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
в-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.
Конечно же, успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Не стоит забывать, что наиболее оптимально они будут складываться, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Родители же, в свою очередь, должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому нам, как педагогам, необходимо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. В беседах с родителями не следует делать скоропалительные выводы о развитии ребенка, торопиться с оценками, использовать выражения «ваш ребенок», «ваш Саша», подчеркивающие отчужденность, отстраненность педагога от малыша.
Для начала, выясним, на чем же основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Основываясь из своей личной педагогической практике, могу с уверенность сказать, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребенка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т. д. Педагогов семья интересует, прежде всего, как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу, он предпочитает дома и т. д.
Как нам известно, на сегодняшний день существуют основные направления взаимодействия с семьей :
- изучение потребности родителей в образовательных услугах;
-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы.
На сегодняшний день, анализ практики работы ДОУ выявил два вида форм совместной работы :
1. совместные мероприятия педагогов и родителей, которые включают в себя родительские собрания, конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, кружки для родителей, тематические выставки, диспуты, педагогические советы, попечительский совет, встречи с администрацией, школа для родителей, посещение семей на дому, родительский комитет.
2. совместные мероприятия педагогов, родителей и детей, которые включают в себя дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, КВН, викторины, праздники, семейные конкурсы, выпуск газеты, просмотры фильмов, концерты, оформление групп, соревнования, благоустройство ДОУ и территории.
Проанализировав свой педагогический опыт работы ДОУ с родителями, я могу с уверенностью сказать, что взаимодействие ДОУ с семьей является эффективным при условии внедрения современных форм сотрудничества, в результате внедрения которых позиция, как родителей, так и воспитателей становится более гибкой: они активно участвуют в различных мероприятий, а родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей.