Ирина Юркина
Занятие в старшей группе. «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление. Активировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений); учить отгадывать загадки, понимать смысл народных примет. Развивать моторику рук, собирать целое из нескольких частей. Вызвать желание рисовать. Воспитывать любовь к природе.
Материал к занятию: пейзажи всех времен года, макеты елки и деревьев по временам года, конверт с загадками, разрезные картинки с изображением пейзажей, половина альбомного листа, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, воздушные шары синего, зеленого, красного, желтого цвета.
Публикация «Занятие в старшей группе, „Времена года“» размещена в разделах
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе при смене времен года. Чтение стихов, рассказов, заучивание народных примет, стихов, отгадывание загадок. Работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей. Аудиозапись голоса птиц, шум ветра.
Ход занятия
Мы сегодня побеседуем временам года. Какие вы знаете времена года? А можно одновременно побывать во всех? (предположительные ответы детей).
Но мы сейчас можем совершить путешествие по всем временам года. И начнем мы….
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Какое это время года? (Зима)
Дети подходят к макету заснеженного дерева, из-за него выходит девочка в костюме Зима - «Здравствуйте, я – Зима, это очень красивое время года, когда приходит мой черед, все вокруг становится сказочным. Посмотрите на мои заснеженные пейзажи (показ слайдов, звукозапись шума ветра, вьюги). Скажите, какая бывает зима? (Предположительные ответы детей: снежная, холодная, морозная и т. д.)
А наши дети знают народные приметы о зиме. (Дошкольники называют приметы зимы).
Девочка - Зима – «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о зиме, воспитатель читает их, дети отгадывают).
До свидания Зима, а нам пора отправляться в следующее время года.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева, с едва распустившимися листиками и под деревом подснежник.
Из-за дерева выходит девочка в костюме Весны – «Здравствуйте, я – Весна, светлое, радостное время года, вся природа оживает, расцветает, да вы сами посмотрите (показ слайдов, звучит музыка – журчание ручья, чириканье воробьев). Что происходит с природой весной? (Предположительные ответы детей: просыпается, оживает, расцветает и т. д.)
Девочка – Весна: «А что вы еще знаете о моем времени года?»
(Дети проговаривают народные приметы о весне.)
Девочка – Весна: «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о весне, воспитатель читает их, дети отгадывают).
До свидания Весна, а нам пора отправляться в следующее время года.
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любят все меня за это,
А зовусь я – … (лето).
Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с зелеными листьями.
Из-за дерева выходит девочка в костюме Лето – «Здравствуйте, я - Лето, самое жаркое, сладкое, вкусное время года. Мои подружки – ягоды и цветы всегда к вам приходят в гости в мое время года (показ слайдов о лете, звучит музыка - жужжания пчел, пение птиц, стрекот кузнечиков).
Лето обращается к детям: «А какие вы знаете ягоды? Назовите летние цветы. А что народный календарь говорит про лето?» (Дети проговаривают народные приметы о лете, называют ягоды, летние цветы садовые и полевые).
Девочка – Лето: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о лете, воспитатель читает их, дети отгадывают).
До свидания Лето, а нам пора отправляться в следующее время года.
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек
И сосен. А зовусь я …. (осень)
Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с желтыми листьями. Из-за дерева выходит девочка в костюме Осени. «Здравствуйте, я – Осень, погода в мое время года очень переменчива: бывают солнечные деньки, но может пойти холодный дождь и даже выпасть первый снег, но не одно время года не может похвастаться таким разнообразием красок, в которое я перекрашиваю деревья. Посмотрите сами (слайд – показ осенних пейзажей звучит спокойная музыка). Что вокруг происходит осенью? (Предположительные ответы детей: все готовятся к зиме, собирают урожай, улетают птицы на юг и т. д.)
А мы еще знаем народные приметы об осени. (Дети называют народные приметы об осени).
Девочка – Осень: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки об осени, воспитатель читает их, дети отгадывают).
Дети прощаются с Осенью.
Вот мы с вами и совершили путешествие по всем временам года, начали с зимы и вернулись опять в зиму, совершили круг. Давайте черед времен года повторим еще раз.
Логоритмика «За зимой идет весна»
За зимой идет весна, Дети идут друг за другом по кругу.
Снова будет не до сна. Потягиваются.
За весною будет лето, Взявшись за руки, идут по кругу.
Не забудем мы про это. Грозят пальцем.
А потом приходит осень, Руки на плечи, идут по кругу.
Хоть ее мы и не просим. Пожимают плечами.
А за осенью — зима, Оглядываются назад.
Заморозит всех она. «Греемся».
Во время нашего путешествия вы много узнали о каждом времени года, и я предлагаю выполнить следующее задание.
Задание «Закончи предложение»
– Зимой бывает снегопад, а осенью…. (листопад).
– Зимой бывает снег, а летом… (дождь).
– Зимой снег падает, а весной… (тает).
– Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).
– Зимой лес спит, а весной… (просыпается).
– Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).
– Зимой бывает холодно, а летом… (жарко).
– Зимой деревья белые, а осенью… (желтые).
– Зимой растут сугробы, а летом растут… (цветы)
.
Посмотрите, времена года приготовили вам новое задание.
На четырех столах разложены разрезные пейзажи каждого времени года. Дети делятся на группы и выполняют задание. Девочки, наряженные в костюмы времен года, оценивают работы детей и на память дарят картины с изображением каждого времени года.
Во время нашего путешествия мы увидели, что у каждого времени года есть своя особенность. Я предлагаю поиграть в игру и вспомнить характеристики всех времен года.
Дети встают в круг и передают друг другу воздушный шар, сначала синего цвета – зима. Каждый говорит слово, которое характерно только для зимы, например, снег, санки и т. д. Когда шар сделал круг, ведущий передает зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.
А теперь садитесь за столы и нарисуйте характерную деталь, признак своего любимого времени года.
По окончании работы вывешиваются на доску, разделенную на четыре части (цветовое деление или пейзаж) – каждый рисунок в свое время года и дети проговаривают, какое время года они любят больше всего и почему.
Наше путешествие окончено.