Елена Михайлова
«Вулканы и полезные ископаемые гор». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений дошкольников о природных явлениях. Умение формулировать выводы, делать маленькие «открытия».
Задачи - образовательные:
Познакомить детей с природным явлением – вулканом;
закрепить у детей знания о полезных ископаемых, о свойствах камней.
Задачи – развивающие:
Развивать умение самостоятельно формировать выводы, по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания;
развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи – воспитательные:
Публикация «„Вулканы и полезные ископаемые гор“, Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Горы. Знакомим детей с горами
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
Воспитывать целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.
Словарная работа: вулкан, кратер, лава, полезные ископаемые. Горные породы: гранит, известняк, мрамор; природный газ, нефть, самоцветы.
Предварительная работа:
Чтение детской энциклопедии "Все обо всем", Большая энциклопедия "Почемучек", рассматривание фотографий, иллюстраций различных горных пород, полезных ископаемых. Изготовление макета вулкана. Изучение географической карты России, рассматривание условных обозначений на ней, полезных ископаемых.
Материал и оборудование:иллюстрации – полезных ископаемых, (электронные презентации, образцы полезных ископаемых. Макет вулкана, смесь для извержения (сода, красная краска, жидкое мыло, уксус). Коллекция камней, ёмкости для опытов с водой, разноцветные камешки по количеству детей. Свечка, зеркало. Карта разрезанная на части- 2 штуки.
Методические приё мы: беседы с детьми о вулкане и полезных ископаемых; работа через игру с картой, творческая игра «Вода, воздух, камни»; контрольный кроссворд–коллекция камней.
Ход занятия.
Воспитатель загадывает загадку.
Дороги имеются - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя,
Луга есть - косить нельзя,
В реках, в морях воды нет.
ответ (карта)
(Слайд – географическая карта России)
Воспитатель: А что такое карта? (ответы детей).
Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге. (Изображение рек, гор, лесов и т. д.).
Перед нами карта России – наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Скажите, что обозначено голубым цветом на карте? (Моря, океаны, реки). А зелёным цветом? (Леса, поля, луга, джунгли). А каким цветом обозначают горы? (Коричневым).
Ребята, а что на карте обозначается
Дети: полезные ископаемые.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, как богата наша страна полезными ископаемыми.
Давайте поиграем в игру с картой. Сейчас вы разделитесь на две команды я вам дам карту, но она не полная в ней недостаёт несколько частей. Вам нужно с помощью дополнительных частей собрать целую карту
Игра с картой: «Собери карту из частей».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).
Слайд – вид гор.
Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью.
- Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сейчас пойдет речь:
Я плююсь огнем и лавой,
Я - опасный великан!
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня (Вулкан)Слайд
- Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.
Что такое - вулкан?Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.
- Я знаю одну легенду о вулкане и хочу вам её сейчас рассказать. (Слайды с легендой)
“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами”.
- Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкана.
А теперь давайте рассмотрим вулкан. (слайд – вулкан в разрезе)
Какой формы вулкан? (конус).
На самой вершине вулкана находится кратер. Кратер - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне дыра, уходящая глубоко в землю - это жерло вулкана,
Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава.
Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают, получаются новые камни.
(Показ слайда).
Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно!
Давайте сейчас попробуем «оживить» наш вулкан.
(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана)
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом и золой.
Вулкан гремит, вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нем начал угасать.
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул.
- Вот посмотрите на застывшую лаву это кусок камня – называется он пемза. Люди нашли ему применение, он есть в каждом доме. (Дети рассматривают)
(В группу влетает письмо, воспитатель читает детям вслух.)
Здравствуйте, дети! Я – Хозяйка медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, любуетесь красотой природы, исследуете её. Может, вы сможете помочь моей беде. Злой колдун превратил все мои камни-самоцветы в щепки, и пока я не узнаю главную тайну камней, какие у них свойства – чары не рассеются.
Воспитатель: Ну что же, поможем Хозяйке медной горы? Поспешим, тогда, в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Будем исследовать камни, посмотрите, чем они различаются друг отдруга. Правильно, одни гладкие, круглые – морские, такими их сделало море, волны. Другие – горные неровные, острые. Давайте теперь проведё м несколько опытов:
1. Меняет ли камень форму? Почему? Как это проверить? (Сжать, ударить молотком).
2. Есть ли в камне воздух? Как это проверить? (Опустить в воду, посмотреть идут ли пузырьки).
3. В камне есть вода? Как проверить? (Нагреть, подставить зеркало или стекло – появятся ли капли).
Мы исследовали свойства камня, какой сделаем вывод? Камень как будь- то состоит из сотни маленьких человечков, которые так крепко держатся друг за друга, что даже воздух и вода не проникает внутрь.
Молодцы ребята помогли хозяйки медной горы узнать тайну камня. А
Теперь немного поиграем. Игра называется «Вода, воздух, камни»
Правила игры: по команде вода – все дети берутся за руки и бегут по комнате друг за другом – как ручеёк( «ручейков» может быть много, по команде воспитателя воздух все дети разбегаются в разные стороны и кружатся, по команде камни- дети становятся плотно друг к другу («камней» тоже может быть много). Игра проводится 2 раза.
После игры дети садятся на свои места.
Сейчас послушайте и посмотрите, какие горные породы и некоторые полезные ископаемые можно найти в горах.
Игра «Найди по описанию»
Правила игры: воспитатель зачитывает, об ископаемом не называя его. Дети, выслушав о нём краткую характеристику, находят у себя на столе нужную карточку и показывают её. Правильный ответ дублирует воспитатель на экране.
Каменный уголь
(Дети показывают выбранную картинку). Дублируется показом слайда.
– это горная порода, залегает пластами, мощность (толщина) до нескольких метров. Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений. По цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится.
Мрамор
– кристаллическая горная порода, очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. Применяется как отделочный материал при строительстве различный зданий, станций метро. Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, памятники которые украшают наши города. (Показ на картинке зданий, скульптур).
Нефть
- это полезное ископаемое помогает человеку привести в движение машины. Оно легче воды, хорошо горит, светло коричневого, коричневого или почти чёрного цвета.
Известняк
- полезное ископаемое помогает нам в побелке стен и потолков.
Природный газ
- полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит синим пламенем, является ценным топливом.
Но, не только строительными материалами и металлами богаты горы, а так, же там много огромных залежей драгоценных камней.
Самоцветы
- минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, из них делают различные украшения. Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту.
А теперь я вам предлагаю поиграть и проверить себя. Кроссворд от гномика.
Кроссворд:
1 Из этого камня можно высечь искру? (кремень)
2. Этот белый камень можно растворить в воде,его используют
в пищу. (соль)
3. Этот камень хорошо горит, выделяя много тепла. (уголь)
4 Это самый дорогой и красивый благородныйкамень. (алмаз)
5. Это лёгкий светло-коричневый камень, похож на губку, но твёрдый и шершавый, как терка. (пемза)
6. Этот камень получил свое название в честь российского Императора. Он знаменит тем, что изменяет свой цвет при различном освещении. (александрит)
7. Эти натуральные камни ценили императоры и королевы, ими были украшены короны, скипетры и одеяния монархов. В давние времена украшения из этих камней наши предки приносили в дар богам, как самое ценное, чем они обладали. (самоцветы)
8. Этот камень состоит из разных по размеру зёрен. Он красивый и очень прочный. Камень бывает разных цветов, например серого, темно-красного. Его используют в строительстве. (гранит)
9. Это окаменевшая смола древних хвойных растений. Иногда в нём можно увидеть остатки растений и насекомых. Камень чаще всего бывает золотисто-жёлтого цвета. (янтарь)
Вот и закончилось ваше путешествие.
Скажите, кому мы помогли узнать главную тайну камней? Какой эксперимент на ваш взгляд был более интересный? Какие полезные ископаемые вы запомнили? Что нового вы узнали? (Ответы детей).
(Карту для игры взяла точно такую же как в презентации. Увеличив её и распечатав 2шт., затем разрезав на 4 части.