Папки-передвижки

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе развития личности ребенка

Алия Марданова
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе развития личности ребенка

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, уважать, радоваться, сочувствовать, получает первые навыки общения. Любая педагогическая система без семьи – чистая формальность. Семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка, здесь формируется нравственный опыт маленького человека.

Публикация «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе развития личности ребенка» размещена в разделах

Родители являются основными социальными заказчиками услуг ДОУ. Именно поэтому так необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Полноценное воспитание ребенка происходит в условиях одновременного влияние семьи и дошкольного учреждения.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Перед нами в настоящее время остро стоит вопрос о проблемах родителей и детей. Одной из таких проблем является кризис семьи. Поэтому необходимо «вернуть» родителей в семью, помочь им осознать свой родительский долг перед детьми, увидеть свои педагогические возможности. С каждым годом у нас в городе все больше становиться «проблемных детей», семей «группы риска». Педагогам трудно общаться и взаимодействовать с родителями. Традиционные формы работы – родительские собрания и т. д. не оправдали себя. Посещаемость стала все меньше и меньше. Поэтому надо искать новые формы, наполнять их педагогически эффективным содержанием. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Целью моей работы является:

- создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

- установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Одной из важнейших задач своей работы я считаю вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Чтобы решить эту задачу, необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Я в своей работе использую формы:

- информационно-аналитическое

- познавательное

- наглядно – информационное, или мастер класс

- досуговая, или по-современному «семейная ассамблея».

Информационно-аналитические

Цель

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Форма работы

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Коротко о каждом направлении:

1. Информационно-аналитическое:

Работу с родителями я начала с анкетирования. Родительский курс - на основе этих анкет я получила реальную картину семей и развития каждого ребенка, выработала тактику своего общения с каждым из родителей. Анкета «Наш детский сад 2013» - которая лучше помогла мне ориентироваться в педагогических потребностях семьи их возможных предложениях по улучшению работы д/с, следующим шагом в знакомстве с родителями было посещение семьи. По результатам таких посещений я оформила психолого-педагогическую характеристику каждой семьи. Кроме того, я считаю, что наиболее доступная форма установления связи с семьей это беседы. Целью бесед может быть оказание родителям своевременной помощи по тем или иным вопросам воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. На следующем этапе я пригласила родителей к нам в группу «Будьте, как дома», так как взрослые часто проявляют робость, неуверенность, осторожность - стремилась к тому, чтобы родители раскрылись и доверились мне, для создания новой большой семьи - под названием «Второй Дом наших детей».

2. Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В моей группе созданы условия для тренинга, в этом мне помогают заведующая д/с, методист, музыкальный руководитель. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.

Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:

- установление доверительных отношений с родителями.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- работа в тесном контакте с семьями воспитанников.

- поощрение родителей

Для этого использую следующие формы и методы работы:

- общие и групповые собрания,

- занятия с привлечением родителей,

- дни посещения,

- работа с родительским комитетом,

- совместное создание предметно-развивающей среды,

- совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная семья»

- телефон доверия

Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.

3. Наглядно - информационное или мастер класс:

- родительские уголки,

- вернувшиеся папки передвижки,

- семейно - групповой альбом «жили-были»,

- фотовыставка к праздникам,

Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной, я предложила родителям самим вести две рубрики: - «Что говорят малыш дома», и «Носики - курносики» - где родители делятся друг с другом событиями и полезными советами.

4. Досуговая, или по современному «семейная ассамблея» : - развитие культуры взаимопониманий.

В современных условиях д/с трудно обойтись без поддержки родителей, именно поэтому у нас в группе многое сделано руками мам и пап наших воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, вязаные коврики и дорожки, много игрушек соответствующих младшему возрасту.

Родители участвуют в праздничных утренниках, совместно с детьми драматизируют сказки, принимают участие в изготовлении декораций и атрибутов для игр драматизаций.

Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.

Для реализации содержания этой работы я использую коллективные и индивидуальные формы деятельности. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках создаются новые рубрики, так на стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу.

Семья и Детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый. Хочется верить, что мне это удастся. Я не останавливаюсь на достигнутом, ищу новые пути и сохраняю наработанное.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Детский сад + папа, мама, я — дружная семья»!Фотоотчёт «Детский сад + папа, мама, я — дружная семья»! Семья важна для каждого человека. Для любого жителя планеты семья – это целый мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, радоваться.

Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка»Мастер-класс детско-родительский дизайн, клуб «Мастерилка» Современные условия организации жизнедеятельности дошкольного образовательного учреждения не только предъявляют новые требования к профессионализму.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе развития личности ребенка
Опубликовано: 10 октября 2014 в 00:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД