МААМ-картинки

«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка: проблемы и перспективы»

Елена Дегтярева
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка: проблемы и перспективы»

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, как физического, так и психологического.

Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. Возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений.

Публикация «„Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка: проблемы и перспективы“» размещена в разделах

Использование педагогами данных технологий позволит сформировать:

•основы здорового образа жизни;

•развить у ребенка чувство сопереживания другим людям;

•определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать аддиктивное (зависимое) поведение.

Так же с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.

Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка, в т. ч. и в формировании ценностного отношения к здоровью.

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Необходимо решить следующие задачи:

1. Создать развивающую среду – пространство для самореализации ребенка.

2. Помочь ребёнку накопить необходимые знания и позитивный опыт решения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья.

3. Сформировать через активную деятельность ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.

Педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специально организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов, в единстве всех составляющих образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.» В. А. Сухомлинский

«Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным» – девиз сегодняшнего дня. Необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья!»

Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия:

1) Самосовершенствование педагогов, которое предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.

2)Работа с родителями, которая включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т. д., практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

3) Работа с дошкольниками по здоровьесбережению, которая направлена на формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирование оптимистического миро- и самоощущения, воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать.

Таким образом, педагогическая модель взаимодействия детского образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового

образа жизни, включающая подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей, направлена на обеспечение нравственного, физического и психического здоровья ребенка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.

Однако на данное взаимодействие влияет ряд факторов:

- несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению;

- несовпадение представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей.

Эти факторы существенно снижают эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.

Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.

Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.

Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия

детского сада и семьи.

*уровень педагогической культуры родителей;

Основные черты педагогической культуры:

- педагогический такт;

- умение быть чутким;

- умение быть справедливым и разумно требовательным к детям;

- умение быть наблюдательным и способным прогнозировать развитие ребенка.

*взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества.

Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей.

*нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни ;

*дети много времени проводят у телевизора и компьютера ;

*потребность в движении удовлетворяется не полностью.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка необходимо:

1. Глубоко понимать тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада;

2. Особое внимание уделять поиску новых форм и подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий;

3. Проводить мониторинги о состоянии здоровья каждого ребёнка;

4. Учитывать особенности детского организма.

Основные положения в совместной работе с семьёй:

*Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно - оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

* Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

* Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

* Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Дифференцированный подход в работе с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования).

Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.

Эффективные формы сотрудничества:

- Родительские собрания

- Дни открытых дверей

- Совместные физкультурные досуги

- Комплектование педагогической библиотеки по физическому воспитанию в семье

- Выпуск газеты…

- Домашние задания

- Совместный просмотр видеофильмов

- Передача опыта семейного воспитания

Заключение (вывод)

Взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовывать принцип единства требований к воспитанию в дошкольном образовательном учреждении и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения, как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности дошкольного образовательного учреждения и родителей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«В здоровом теле — здоровый дух». Фотоотчет о спортивном празднике «Папа, мама, я — спортивная семья»«В здоровом теле — здоровый дух». Фотоотчет о спортивном празднике «Папа, мама, я — спортивная семья» Здоровье – важный фактор в развитии ребенка. В нашей группе большое внимание уделяется физическому воспитанию детей. Ведь именно у детей.

Возрастные аспекты формирования здорового образа жизни Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно сформировать у детей базу знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка: проблемы и перспективы»
Опубликовано: 8 марта 2015 в 22:25
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД