Елена Дегтярева
«Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка: проблемы и перспективы»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, как физического, так и психологического.
Очевидна значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
В условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. Возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений.
Публикация «„Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в воспитании здорового ребёнка: проблемы и перспективы“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Использование педагогами данных технологий позволит сформировать:
•основы здорового образа жизни;
•развить у ребенка чувство сопереживания другим людям;
•определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать аддиктивное (зависимое) поведение.
Так же с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.
Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.
Без активного взаимодействия в системе «ребенок – родитель – педагог» невозможно эффективное развитие ребенка, в т. ч. и в формировании ценностного отношения к здоровью.
Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Необходимо решить следующие задачи:
1. Создать развивающую среду – пространство для самореализации ребенка.
2. Помочь ребёнку накопить необходимые знания и позитивный опыт решения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья.
3. Сформировать через активную деятельность ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям.
Педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специально организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов, в единстве всех составляющих образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.» В. А. Сухомлинский
«Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным» – девиз сегодняшнего дня. Необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья!»
Проблема оздоровления детей – целенаправленная, систематически спланированная педагогическая работа дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников представляет собой планомерное, последовательное и целенаправленное взаимодействие, включающее три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.
Алгоритм взаимодействия:
1) Самосовершенствование педагогов, которое предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.
2)Работа с родителями, которая включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т. д., практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я — спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.
3) Работа с дошкольниками по здоровьесбережению, которая направлена на формирование адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела); осознание самоценности своей и ценности жизни другого человека; формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, формирование оптимистического миро- и самоощущения, воспитание уважения к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать.
Таким образом, педагогическая модель взаимодействия детского образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового
образа жизни, включающая подготовку педагогов, сотрудничество с родителями по вопросам здоровьесбережения и формирование представлений и навыков здорового образа жизни у детей, направлена на обеспечение нравственного, физического и психического здоровья ребенка, что обусловлено современными требованиями личностного развития.
Однако на данное взаимодействие влияет ряд факторов:
- несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению;
- несовпадение представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей.
Эти факторы существенно снижают эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.
Семья – важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения – одна из важнейших проблем современности.
Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.
Факторы, влияющие на эффективность взаимодействия
детского сада и семьи.
*уровень педагогической культуры родителей;
Основные черты педагогической культуры:
- педагогический такт;
- умение быть чутким;
- умение быть справедливым и разумно требовательным к детям;
- умение быть наблюдательным и способным прогнозировать развитие ребенка.
*взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества.
Одной из причин медленного ухудшения результатов в борьбе за снижение заболеваемости является недостаточная педагогическая культура семей.
*нарушается режим сна и отдыха в праздничные и выходные дни ;
*дети много времени проводят у телевизора и компьютера ;
*потребность в движении удовлетворяется не полностью.
Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка необходимо:
1. Глубоко понимать тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы детского сада;
2. Особое внимание уделять поиску новых форм и подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий;
3. Проводить мониторинги о состоянии здоровья каждого ребёнка;
4. Учитывать особенности детского организма.
Основные положения в совместной работе с семьёй:
*Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно - оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
* Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
* Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
* Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
Дифференцированный подход в работе с родителями.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры – одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования).
Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.
Эффективные формы сотрудничества:
- Родительские собрания
- Дни открытых дверей
- Совместные физкультурные досуги
- Комплектование педагогической библиотеки по физическому воспитанию в семье
- Выпуск газеты…
- Домашние задания
- Совместный просмотр видеофильмов
- Передача опыта семейного воспитания
Заключение (вывод)
Взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовывать принцип единства требований к воспитанию в дошкольном образовательном учреждении и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность, активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения, как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности дошкольного образовательного учреждения и родителей.