Папки-передвижки

«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

надежда цаллер
«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»

Цаллер Надежда Владимировна, педагог - психолог МБДОУ №57 "Лукоморье" комбинированного вида, г. Северодвинск Архангельской области.

Конспект методической разработки семинара-практикума для педагогов ОУ.

Тема: Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?

Цель: Способствовать осознанию педагогом своей позиции в общении с родителями.

Задачи: Актуализировать знания педагогов по вопросам организации сотрудничества с родителями воспитанников; развивать у педагогов инициативу, творчество.

Публикация «„Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?“» размещена в разделах

Форма: семинар-практикум.

Время проведения: 1час.

Предварительная работа: анкетирование педагогов.

Ход:

1. Приветствие участников семинара – практикума. Актуальность темы.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в ходе общественного и домашнего воспитания. Каждая семья имеет массу индивидуальных особенностей, по-разному реагирует на вмешательство извне. В связи с этим, необходимо подбирать разные подходы к взаимодействию с разными типами семей.

Анализируя создавшееся положение в сфере взаимодействия педагогов и семей, можно отметить следующие факты:

• Ориентация на семью вообще, без учета различий в возрасте, образовании, культурной ориентации, взглядов на воспитание детей;

• Неумение ставить конкретные задачи в работе с родителями и выбирать адекватные методы;

• Недооценка роли семьи в воспитании детей и вытекающая отсюда формальность в работе с родителями;

• Использование, в основном, традиционных методов общения с родителями.

• Основные поводы взаимодействия родителей и педагогов, - ситуативные связанные с поведением и обучением ребенка (чем занимался, как спал, что ел, как себя чувствовал) и организационные (что-то принести, выучить дома, оплата за посещение сада, помощь группе)

Главная задача взаимодействия воспитателя и семьи - поиск путей решения всевозможных проблем. Традиционные формы работы с родителями не дают такой возможности, поскольку в основной своей массе созданы для воздействия на широкий коллектив родителей всей группы.

Для того, чтобы работа с родителями не была формальностью, отношения семьи и детского сада должны строиться на основе понятий:

- «сотрудничество»- это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

- «взаимодействие»- способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.

2. Взаимодействие ДОУ с родителями предполагает разнообразие форм и методов работы. Оно направлено на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них умений и навыков в воспитании детей.

Все виды встреч с родителями условно можно разделить на несколько типов.

Организационные

, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

Тематические

, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников группы;

Собрания-диспуты

, направленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

Собрания-практикумы,

направленные на освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в образовании.

Отчетные, итоговые

, имеющие цель обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

• Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Практическое упражнение «Формы общения с родителями».

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Порой педагоги не могут отказаться от устаревших форм и методов в силу своих профессиональных привычек.

Сейчас мы попытаемся составить классификацию методов работы с родителями, использовав при этом перевод традиционных (формальных) форм сотрудничества в нетрадиционные (неформальные).

Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы

Родительские собрания Круглый стол, вечер вопросов и ответов, встречи по интересам, педагогическая гостиная, игры, походы, родительские вечеринки

Беседы 15-минутки,дискуссии,чайные паузы

Консультации Телефон доверия, устные журналы, семинары-практикумы, Встречи отцов, встречи мам, «Дискуссионные качели», «круглый стол с острыми углами».

Анкетирование Рефлективные листы, видеоопрос, тестирование

блицопрос

Информационно-стендовый материал Выпуск газеты ДОУ, памятки, буклеты, рекламки, выставки-презентации, альбомы-эстафеты и др.

Упражнение «Войди в круг»

Цель: демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Ход: Все педагоги встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остается за кругом – воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т. е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Анализ выполнения :

-Легко ли вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

-Какие чувства вы испытывали, выполняя упражнение?

-Как вы считаете, общаясь с родителями детей вашей группы, находитесь ли вы в кругу или за кругом?

3. Существует ряд методов, которые способствуют интеграции родителей и педагогов, делают общение обеих сторон неформальным.

Обмен карточками-переписками

.

В конце дня педагог записывает информацию о ребенке на заранее подготовленную картонную карточку. При этом должно соблюдаться обязательное условие: информация подается только в позитивной форме. Затем родители должны заполнить свою часть карточки, также записав, чем ребенок занимался вечером дома, какие у него были успехи и достижения. Воспитатель, получив утром новую информацию о ребенке, тоже может сделать определенные выводы, а также поощрить ребенка, опираясь на информацию, полученную от родителей. Это способствует установлению взаимопонимания и доверительных взаимоотношений между педагогом и родителем, появлению согласованности в действиях взрослых.

«Цветок достижений»

В ежедневной информации для родителей можно закрепить на шкафчике, в раздевалке, цветок, вырезанный из яркого картона. В центре цветка - фотография ребенка, а на лепестках, соответствующим дням недели -информация о результатах ребенка, которыми он гордится. В младших группах текст вписывают воспитатели, а в подготовительной группе заполнение цветков достижений можно поручить детям. Родители, приходя вечером в детский сад, спешат узнать, чего же добился их ребенок в течение дня, каковы его успехи. Здесь решаются сразу несколько педагогических задач: установление взаимопонимания между семьей и педагогами, повышение самооценки ребенка, повышение знаний родителей.

«Альбом – эстафета»

Педагоги предлагают родителям группы рассказать о своих семейных традициях, правилах, методах воспитания на страницах «альбома», который может быть представлен в виде папки с файлами. Рассказ может соответствовать определенной теме, дополняться фотографиями семьи. Данная нетрадиционная форма работы развивает взаимодействие родителей с педагогами, расширяет самосознание родителей.

«Почтовый ящик»

Это форма переписки педагогов с родителями, посредством которой в Ящик складываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, развития детей. Ответы на вопросы могут быть адресованы специалистам ДОУ, оформляются на стенде либо организуется индивидуальная беседа с родителями.

Памятки

Это хорошо структурированный короткий текст, напоминающий о чем либо, а также призывающий родителей к осознанному воспитанию детей в семье и сотрудничеству с детским садом.

Существует также ряд нетрадиционных методов, которые можно использовать для активизации родителей на традиционных встречах.

«Острое блюдо»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа – 1-3 мин. Родители отвечают только по желанию.

«Успешное общение»

начинается со слов: «Я горжусь…», «Мне приятно сказать…», «У меня хорошо получается…», «Мне нравиться в себе…» и др. Возможность рассказать о своих положительных качествах предоставляется крайне редко, а данный прием повышает самооценку, учит искать положительное в себе.

«Интервью»

. Один из участников родительского собрания садится в центр круга. На время он становиться министром образования, заведующим ДОУ или воспитателем и т. д. Группа может задать ему 3-5 вопросов, тем или иным образом связанных с темой собрания.

«Шапка вопросов»

. Суть задания в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, которые кладут в шапку, потом по очереди достают их, отвечают и передают шапку далее.

4. ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ СЕМИНАРА: эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от положительного настроя обеих сторон, гибкого индивидуального подхода, умения заинтересовать неформальными приемами общения.

Приложение 1

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги!

Примите, пожалуйста, участие в опросе с целью изучения особенностей работы воспитателя с родителями и трудностей, которые Вы испытываете в этом сложном аспекте деятельности. Ваши искренние и полные ответы позволят осуществлять направленную методическую помощь в подготовке к взаимодействию с родителями.

1. Считаете ли вы необходимой работу с родителями воспитанников в ДОУ? Обоснуйте ваше мнение.

2. Испытываете ли вы трудности в организации общения с родителями?

3. Каковы причины этих трудностей?

-недостаток знаний у педагога,

-неумение вступать в диалог,

-излишняя застенчивость, робость,

-непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства,

другие

4. Какие формы общения вы используете в своей работе?

5. Как вы считаете, нужна ли специальная подготовка воспитателя к работе с родителями?

6. Если да, то в чём, по вашему мнению, она должна заключаться?

7. Назовите нетрадиционные формы работы с родителями, которые вы используете на практике.

Публикации по теме:

Дорожно-методическое объединениеДорожно-методическое объединение На базе нашего дошкольного учреждения прошел семинар «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе.

Интегрированное занятие в подготовительной группе комбинированной направленности на тему: «Человек. Части тела». В нашем детском саду "Ягодка" г. Жигулевск состоялся окружной семинар-практикум на тему "Интеграция образовательных областей в работе специалистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»
Опубликовано: 28 января 2013 в 19:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД