ФАИНА БУТЫКОВА
«Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд Нормативно – правовое обеспечение
*Конституция РФ
*Семейный кодекс РФ
*Федеральный закон № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
*Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
* Приказ Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Публикация «„Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах
3 слайд Семья – источник и условие развития будущей личности
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями.
Педагоги ориентированы на сотрудничество и взаимодействие с родителями.
4 слайд
В Стандарте учитывается сотрудничество организации с семьей, которое направлено на достижение следующих задач :
*объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
*обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
ФГОС дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
5 слайд Принципы взаимодействия с родителями :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
• В общении воспитателя с родителями не уместны: категоричность, требовательный тон. Приветствуются конкретные формы корректного обращения с родителями.
2. Индивидуальный подход.
• Необходим и важен в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
• Эффективно создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОО разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
• Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.
5. Динамичность.
• ДОУ, находящееся в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, способную быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы ДОУ с семьей.
6 слайд Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
7 слайд
Основные задачи работы :
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
• поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
8 слайд 1 этап
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому на 1 этапе необходимо провести:
-анализ социального состава родителей (национальному, социальному и образовательному признакам, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду;
- изучение кадрового потенциала (именно уровень профессионального мастерства педагогов и определяет отношение семьи к ДОО к самим педагогам и их требованиям);
-условия и формы осуществления взаимодействия с родителями ( отношение родителей к объему информации в ДОО: актуальность, соответствие запросам и интересам родителей, современные технологии и пр.)
8 слайд 2 этап
На основе полученной информации, изучения педагогическим коллективом нормативно –правового обеспечения по данному вопросу определены задачи по осуществлению взаимодействия ДОО и семей воспитанников с учетом функций ДОО.
Функции работы ДОО с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием ООП дошкольного образования, организацией образовательного процесса.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности между воспитателем, старшим воспитателем, медперсоналом, заведующим и специалистами.
Слайд 3 этап
Планирование деятельности с семьями воспитанников по 4 направлениям:
Организационно – педагогическая работа ( участие родителей в органах самоуправления: Педагогическом совете и Общем собрании учреждения, в педагогических конференциях, городских и районных мероприятиях, конкурсах, акциях, праздниках);
Методическая работа с кадрами (работа с начинающими педагогами и специалистами ДОО по вопросу взаимодействия с семьей, определение эффективных форм и методов);
Взаимодействие с семьями воспитанников (тематика родительских собраний, творческих мастерских, консультации и пр.);
Аналитическая деятельность (тематический, оперативный анализ, анкетирование)
11 слайд Формы работы с семьей :
Традиционные (родительские собрания, консультации, семинары, спортивные соревнования, праздники и пр.)
Информационно-просветительские (газета ДОО «Вести из Детства», цифровые рамки)
Развивающие (родительский комитет)
Интерактивные (анкетирование, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры)
12 слайд: Типичные проблемы традиционных форм работы с семьей
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы.
Данные формы работы не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях сложно учесть индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща.
13 слайд
Новые формы взаимодействия с семьей.
В процессе работы с семьями воспитанников решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей :
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- мини-музей;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов через цифровые рамки;
- устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;
- семейные спортивные встречи;
- почта доверия, телефон доверия; переписка по электронной почте, Интернет-сайт ДОО;
- семейные проекты "Наша родословная"; «Мой ребенок – мое солнышко»
- открытые занятия для просмотра родителей;
- интеллектуальные ринги детей и родителей, викторины, олимпиады;
- контрольные для родителей;
- интервью с родителями и детьми на определенные темы;
- родительская гостиная;
- конкурс семейных талантов, творческая мастерская;
- портфолио семейного успеха;
- видеопрезентации, видеосалон
- аукцион секретов воспитания и др.
9 слайд
Примерный план работы с начинающими воспитателями и специалистами по вопросам взаимодействия с семьёй.
Цель: Повышение профессионального уровня начинающих воспитателей по организации работы с семьей.
Тема методического мероприятия Месяц Форма проведения
1. Планирование работы с семьями воспитанников. Традиционные формы работы с семьей Сентябрь практикум
2. Организация и проведение консультаций, групповых родительских собраний. Типичные проблемы. Октябрь Семинар
3. Родители и педагогический коллектив: формы взаимодействия Ноябрь Круглый стол
4. Организация семейных праздников и досугов. Декабрь Мастер-класс
5. Взаимодействие воспитателя с неблагополучными семьями Март Индив. консультации, беседы
6. Оформление и содержание наглядной информации для родителей Апрель Консультация
10 слайд
Пример перспективного планирования взаимодействия семьями воспитанников в течение учебного года.
Срок Тема недели Проводимые мероприятия Ответственный
1 2 3 4
Сентябрь Здравствуй, детский сад! Адаптационные мероприятия: Консультация для родителей вновь поступивших детей «Ребенок и детский сад. Трудности первых дней пребывания»
День открытых дверей
Открытый микрофон «Детский сад и семья – мы рядом»
Оформление наглядно – информационных материалов:
Стенды: «Для вас, родители»;
Визитная карточка ДОО «Добро пожаловать!»;
«Советуют специалисты».
Открытые рубрики обратной связи: «ОКНО» (Очень Короткие Новости);
Цифровые рамки «А у нас …»
Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей, заключение родительских договоров. Педагог – психолог, воспитатели
Заведующий ДОО
Ст. воспитатель, специалисты
Воспитатели и специалисты
Заведующий ДОО