оксана мельникова
«Взаимосвязь типа родительских отношений с уровнем развития творческих способностей детей» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
1.2 Педагогическая диагностика уровня развития творческого потенциала личности ребенка
В психолого-педагогической теории и практике существует два основных подхода к изучению интеллектуально-творческого потенциала личности. Первый — изучение с помощью стандартизированных методик (тестов). Второй — изучение с помощью проблемных ситуаций (задач, то есть непосредственно в деятельности. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки и используется в зависимости от задач, проводимой работы.
Публикация «„Взаимосвязь типа родительских отношений с уровнем развития творческих способностей детей“ (часть II)» размещена в разделах
Первая группа методик (Г. Ю. Айзенк, Р. Амтхауэр, Л. Бине, Д. Б. Богоявленская, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, К. М. Гуревич, Р. Мейли, Дж. Равен, П. Торренс, Л. Термен и мн. др.) адресована практическим психологам и широко применяются в педагогической практике во многих странах. В последние годы наиболее популярные из этих методик (Д. Векслер, Дж. Равен, П. Торренс и др.) адаптированы и получили распространение у отечественных практических психологов. Разработаны и разрабатываются собственные, отечественные варианты аналогичных методик (Д. Б. Богоявленская, К. М. Гуревич и др.).
Вторая группа, в свою очередь, может быть поделена на две подгруппы:
а) методики для проведения специальных исследований (углубленное изучение особенностей интеллектуальной сферы, креативности и др.);
б) методики для учителей и родителей.
Методики, отнесенные нами к первой группе, довольно подробно описаны в специальной литературе, останавливаться на их описании не имеет смысла. Методики, отнесенные ко второй группе, напротив, нуждаются, на наш взгляд, в подробном изложении. В отечественной педагогике и педагогической психологии, как отмечалось выше, их значение явно недооценивается. В особенности это касается методик диагностики для педагогов и родителей.
Все описываемые в данном разделе методики авторские, они разработаны самостоятельно и на основе существующих аналогов (в частности Дж. Фельдхьюсен и др.) в ходе специальной, экспериментальной работы в школах и детских садах. Все они адресованы учителям и родителям.
Прежде чем их описывать, мы считаем важным отметить, что эти методики не рассчитаны на полное решение задач диагностической работы. Их следует рассматривать как одну из важных составляющих психодиагностической системы, в которую должны войти и методики первой группы (стандартизированные).
Принципиальным является замечание о том, что в соответствии с изложенной выше концепцией развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, основная диагностическая работа производится не обособленно от воспитательно-образовательной практики, как это обычно и происходит, а непосредственно в процессе Педагогической работы с детьми. Как практически это можно осуществить, изложено в последующих разделах.
Методика диагностики общей одаренности педагогом
Интеллектуально-творческий потенциал личности (или, иначе говоря, одаренность) не может быть сведен к какой-то одной характеристике, как это было принято раньше ("высокий коэффициент интеллекта", "высокий уровень креативности" и др.). Это понимание влечет за собой и особое отношение к его выявлению и развитию.
Но и "мотивация", и "выдающиеся способности", и "креативность" — глубинные личностные характеристики, пригодные к рассмотрению только на уровне профессиональной, практической психологии. Вместе с тем их особое сочетание, составляющее личностный потенциал, имеет множество проявлений в реальной жизни ребенка. А эти черты личности уже не только не скрыты от профессионального взгляда, а напротив, легко наблюдаемы и вполне могут быть замечены любым заинтересованным взрослым. И педагогом в первую очередь. Объединим их в три группы и кратко рассмотрим каждое.
Интегративные личностные характеристики.
Любопытство (познавательная потребность). Всепоглощающую жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любопытством. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новей информации, новых знаний, в постоянном стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской, творческой активности (желание разбирать игрушки, исследовать поведение животных и мн. др.).
Сверхчувствительность к проблемам. Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, — важная характеристика творчески мыслящего человека. Еще Платон говорил о том, что познание начинается с удивления тому, что обыденно.
Проявляется в способности выявлять и ставить проблемы.
Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления и другие способности подобного рода обычно называются способностями к прогнозированию.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни; от прогнозирования последствий не отдаленных во времени, относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас — одновременно результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Факт тесной связи мышления и речи многократно подтвержден во многих специальных исследованиях.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) "строить" сложные синтаксические конструкции, в характерном, для одаренных детей, придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке. Способность к оценке — прежде всего, производное (результат) критического мышления, она предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Обеспечивает возможности: самодостаточности, самоконтроля, уверенности в себе, в своих способностях и решениях. Все это создает почву для неконформности, самостоятельности.
Проявляется в способности объективно характеризовать: решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Характеристики сферы умственного развития
Выявление и оценивание представленных ниже параметров — дело более сложное и потребует специальных углубленных наблюдений. Вместе с тем эти показатели характеризуют глубинные, а потому более важные стороны развития умственного потенциала ребенка.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражено в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).
Гибкость мышления. Способность быстро и легко переходить от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Устанавливать между этими явлениями (объектами, процессами) ассоциативные связи.
Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем. Оперативно менять направление поиска решения проблемы.
Продуктивность. Продуктивность или "беглость мышления" обычно рассматривается как способность генерирования большого числа идей. Этот показатель, по утверждению ряда исследователей, не связан напрямую с творчеством, однако чем больше идей, тем больше возможность выбора из них наиболее интересных, оригинальных.
Проявляется и может оцениваться по количеству продуктов деятельности.
Способность к анализу и синтезу. Анализ — линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез — напротив, ее синхронизация, объединение в единую структуру.
Наиболее ярко проявляется при решении логических задач и проблем. Вместе с тем может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.
Классификация и категоризация. Классификация и категоризация — психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка. Например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.
Высокая концентрация внимания. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: а) высокая степень погруженности в задачу и б) возможность успешной "настройки" (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Другой полюс характеризуется "низким порогом отключения", что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом.
Память. Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки — важнейший индикатор одаренности. Развивая различные виды памяти, следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.
Характеристики сферы личностного развития
Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают увлеченность содержанием задачи — ведущей характеристикой одаренности. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а, в первую очередь — интересом к содержанию.
Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Доминирующая мотивация может выявляться путем наблюдении и бесед.
Перфекционизм. Данное качество характеризуется стремлением доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворяются не достигнув максимально высокого уровня в выполнении своей работы.
Проявляется в самых разных видах деятельности, поражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.