Ольга Козырева
«Взрослеть — значит думать о других». Воспитание патриотизма у детей в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Воспитательная работа в детском доме включает в себя несколько направлений, в том числе работу по патриотическому воспитанию. Дети детского дома недостаточно привязаны к своей семье, так как опыт проживания дома у них был неудачным. Некоторые дети не знают своих родителей и не жили в семье. Поэтому у ребят не сформированы родственные чувства, уважительное отношение к бабушкам и дедушкам. Часто дети не знают даты и места своего рождения, и соответственно не интересуются историей своего рода, традициями, обычаями. Они не привязаны к своей Родине, не чувствуют за неё ответственности, равнодушны к событиям, происходящим вокруг них.
Публикация «„Взрослеть — значит думать о других“, Воспитание патриотизма у детей в условиях детского дома» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
В настоящее время существует множество различных мнений по поводу истории страны, службы в армии, политики. Наши дети не знают, как к этому относиться, поэтому их эта тема не интересует. Значит, наша работа заключается в том, чтобы научить ребенка выбрать правильное мнение, чувствовать ответственность за свой выбор и за других.
У детей необходимо воспитывать уважение к родителям, какими бы они ни были, старшему поколению, взрослым и детям, к своему городу. Каждый ребенок детского дома должен знать свои права и обязанности, уметь ими пользоваться в дальнейшей жизни, быть заинтересован в продолжении своего рода, быть толерантным.
Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. И не только гламурный стиль моды, идеи интерьера, заброшенное хобби, литературные пристрастия возвращаются к нам из далёкого и не очень прошлого. Но и наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость, жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Мир, Отечество.
Современная экономическая и социальная обстановка привела к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных конфликтов. А они в свою очередь провоцируют поиск виноватых, другого слоя общества, другого города, улицы, школы. Значительная часть граждан утратила ориентиры в личной и общественной деятельности. Понижается нравственно-культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие и др. Нынешние дети растеряны, ибо не могут найти ответы на все противоречивые вопросы, возникающие в ходе истории. Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты и даты истории, со своими внутренними потребностями, потребности в личном подвиге, в сознании своей роли в развитии государства.
Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера. Только любовь к своей Родине, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам может вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина.
Согласно выше изложенному, я предлагаю следующие направления воспитательной работы по развитию патриотизма у детей :
• Военно-патриотическое – формирование патриотического сознания, воспитание чувства гордости за Родину, уважение к истории, престиж военных профессий
(космонавт, пограничник, пожарный и др.)
• Героико-патриотическое – изучение знаменательных дат, сохранение памяти о подвигах.
• Национально-патриотическое – чувство любви к своей малой родине, краеведение, уважительное отношение к национальным традициям.
• Гражданско-патриотическое – формирование правовой культуры, сознания долга перед семьей, народом, Родиной.
• Спортивно – физическое развитие детей.
По итогам деятельности за прошлый год, можно отметить, что дети с желанием включились в работу, активно принимают участие в предложенных мероприятиях, проявляют заинтересованность. Свою работу мы начали с изучения города, так как дети живут здесь продолжительное время. Соответственно они с уважением гордостью будут относиться к людям, традициям, истории.
Мы ходили с экскурсиями по памятным местам, знакомились с происхождением города, посещали городские мероприятия: «Масленицу», митинг возле памятника летчику С. Сафронову, митинг, посвященный Дню Победы. Было проведено познавательное мероприятие и конкурс рисунков, посвященных 70-летию Сталинградской битвы, изготовлены поздравительные открытки ко дню защитника Отечества и Международному женскому дню, участие. Мы организовали акцию «Поздравь ветерана», участвовали в областной акции «Белый цветок» и др.
Я считаю, что только любовь к Родине, осмысление истории, проявление уважения к предкам поможет вызвать в человеке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина. Работу по патриотическому воспитанию необходимо продолжать и далее добиваться решения поставленных цели и задач.
ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
Формирование патриотического сознания и гражданского поведения детей и подростков, развитие гражданского и патриотического становления.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитание чести, доброты, уважение к женщине и старости, готовности защитить слабого, способности преодолевать трудности.
2. Изучить историю родного края, особенности быта, занятий, культуры народа, его населяющего, посредством наблюдений, ознакомления в поездках, экскурсиях.
3. Развитие у детей гражданственности, толерантности.
4. Способствовать физическому развитию детей, развивать чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
5. Формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к активному проявлению в различных сферах жизни общества, воинскому долгу, дисциплинированности.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Развитое чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому.
2. Личность свободная, способная к самоопределению в мире культуры с высоким уровнем гражданского самосознания, самоуважения, самодисциплины.
3. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей детей.
4. Сформированность таких качеств как патриотизм, национальная гордость, любовь к родному краю.
5. Выработка устойчивого интереса к здоровому, активному образу жизни, физическое развитие детей
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, БЛОКИ И МЕРОПРИЯТИЯ.
• МЫ – ГРАЖДАНЕ ВЕЛИКОЙ РОССИИ!
Цель: Знакомство со столицей России, государственными символами России, воспитание любви к Родине.
• СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ!
Цель: Знакомство с историей страны, развитие чувства уважения к истории страны, пополнение словарного запаса, воспитание любви к Отечеству.
• И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ЗНАЮТ, И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ СКОРБЯТ.
Цель: Изучение истории Великой Отечественной войны и победы советского народа над фашизмом, воспитание уважения к подвигу советских солдат; развитие чувства уважения умения принимать пожилых людей, понимать их, ценить их заслуги; формирование исторической памяти.
• ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА.
Цель: Знакомство с традициями народа, историей и традициями города; привитие культур и духовных ценностей; укрепление традиций семейного воспитания.
• ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ РОДНОЙ.
Цель: Воспитание у детей уважительного отношения к природе родного края, развитие стремления к активному образу жизни посредством походов, поездок, экскурсий.
Примерный план мероприятий по программе:
СЕНТЯБРЬ:
1. На российских просторах (рассказ)
2. Загадки с Бородинского поля (конкурс)
3. Животный мир России (разгадывание кроссворда)
4. Гимн России (разучивание)
ОКТЯБРЬ:
1. Ратное дело (рассказ)
2. Духовные богатства России (беседа)
3. Наша наука и техника (разгадывание заданий)
4. Россия спортивная (соревнование)
НОЯБРЬ:
1. Российские столицы (познавательное занятие)
2. На Руси (демонстрация)
3. Русская кухня (представление)
4. Азбука маленького россиянина (игра)
ДЕКАБРЬ:
1. Пословицы о России (игровая программа)
2. Викторина «Загадочная Россия».
3. Российские рекорды (обсуждение)
4. Вехи русской истории (беседа)
ЯНВАРЬ:
1. Загадки, загаданными русскими пословицами.
2. Стихи о знаменитых россиянах.
3. Российская экономика (диспут)
4. Шутить по-русски (игровая программа)
ФЕВРАЛЬ:
1. Впереди планеты всей (викторина)
2. Географические каламбуры (игра)
3. Игровые задания, посвященные дню защитника Отечества.
4. Стихи о родной природе (работа с книгой)
МАРТ:
1. Игровые задания, посвящённые 8-му марта.
2. загадки об истории (конкурс)
3. Викторина «Государство российское».
4. Города России в стихах (работа с книгой)
АПРЕЛЬ:
1. Подвиг космонавтов (рассказ)
2. Шарады (игровая программа)
3. Российская экономика (обсуждение)
4. Впервые в России (викторина)
МАЙ:
1. Праздник весны и труда (участие в празднике)
2. День победы (участие в митинге)
3. Герои России (викторина)
4. Стихи о войне и мире (работа с книгой)
Библиографический список
1. Воронова Е. А. Воспитать патриота. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2008.
2. Ди Снайдер Практическая психология для подростков, или как найти своё место в жизни. М., АСТ-ПРЕСС, 1999.
3. Дик Н. Ф. Воспитываем личность. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
4. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В., Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М., ИЦ Академия, 20
5. Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников.
М. Айрис Пресс, 2005.
6. Худенко Е. Д. Гаврильева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в детском доме. М. : АРКТИ, 2006.
7. Шнекердоф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. М. : 1997.