МААМ-картинки

Экологическая тропа

Елена Пономарёва
Экологическая тропа

Экологическая тропа – учебный, специально организованный маршрут в природу, основная цель которого экологическое образование детей. Экологическая тропа помогает ребенку наглядно познакомиться со многими процессами, протекающими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические процессы.

Публикация «Экологическая тропа» размещена в разделах

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

– Экологические беседы;

– Наблюдения;

– Элементарные опыты;

– Экскурсии;

– Целевые прогулки;

– Труд в природе;

– Трудовой десант;

– Чтение художественной литературы;

– Коллекционирование;

– Обсуждение и проигрывание ситуаций;

– Решение экологических ситуативных задач;

– «Красная книга природы»;

– Экологические конкурсы, викторины;

– Экологические досуги, развлечения, праздники;

– Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные).

Описание зон экологической тропы.

Скворечник.

Цель: углубить знания детей о перелётных и зимующих птицах, их образе жизни, их значение в природе; воспитывать трудолюбие, доброе бережное отношение к птицам.

На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Трудовая деятельность – покормить птиц.

Загадки: Небольшая пестрая птица не боится зимой простудиться,

Угощенье наше ей снится. Прилетает к нам часто. (Синица)

Буян-мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)

Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая – известная персона. Кто она? (Ворона)

Алый низ и черный хвост, воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь – до чего красив. (Снегирь)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

Все стрекочет и вертится, ей на месте не сидится,

Длиннохвоста, белобока, вороватая. (Сорока)

Подбирает он проворно кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе наш любимый. (Голубь сизый)

Клен

Цель: знакомить детей с лиственными деревьями, обогатить знания детей о структуре, пользе и использовании деревьев. Наблюдать за деревьями в разные времена года. Учить находить сходство и различия между разными видами деревьев.

Рассказ о клене.

Загадки

Сучки рогатые, плоды крылатые, а лист – ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Под моей листвою пышной можно скрыться в летний зной. Если "К" сочтете лишним, смысл получится другой. (Клен – лен)

Каждый год на нем с охотой вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет на всего один полет. (Клен и его плоды)

Письмами летят крылатки на дорожки и площадки

И не знает почтальон для кого их пишет. (Клен)

Художественное слово

Лист кленовый на ладошку Красно-желтый, золотой.

Положил малыш Антошка Взял малыш его домой.

Нежно лист ладонь покрыл, Не жалеет листья клен,

Будто «здравствуй» говорил. Украшает землю он.

Лист кленовый как ладошка. Разноцветный свой наряд

Только больше он немножко. Осенью он сбросить рад.

Приметы: если клен "заплакал" - верный признак, что через несколько часов будет дождь.

Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того, что рядом находится хорошая водяная жила.

Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.

Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет засушливое.

Игра с листьями на внимание:

-Раз-два-три! Этот лист бери!

-Раз-два-три! Красный лист бери!

-Раз-два-три! Кленовый лист!

-Раз-два-три! Два листа бери!

-Раз-два-три! Такой же как у меня лист бери!

-Раз-два-три! Ничего не бери!

Трудовая деятельность – собрать разноцветный букет.

Рябина

Цель: знакомство детей с рябиной, расширение знаний детей о пользе и свойствах данного дерева посредством проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.

Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.

Рассказ о рябине

Загадка: Весной зеленела, летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина).

Пальчиковая гимнастика «Рябина»

- Рябина, рябина,

Кого ты любила?

- - Всех я любила,

Всех ублажала,

Ягодой спелой

Всех угощала.

Сорви ягодку и ты,

Не бойся.

Скороговорка «Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят»

Л. Варламова «Рябиновые бусы»

Мне сегодня мама в сумке А потом, когда стемнело,

Кисть рябины принесла, Мама ниточку взяла,

Целый вечер с ней играла- Нанизала все рябинки,

Ах, рябина хороша! Вышли бусы хоть куда!

Рассказ Сухомлинского «Птичья кладовая».

Физкультминутка «Рябина».

- Рябина, рябина, кого ты любила? (обнять себя, наклон вправо).

- Всех я любила, всех ублажала, (обнять себя, наклон влево).

- Ягодой спелой всех угощала. (протягиваем руки).

- Ягодку сорви, угощайся и ты. (поднимаем к верху руки).

Приметы: Много ягод рябины –осень будет дождливой, если мало – сухой.

Поздно цветет рябина -будут морозы зимой.

Цветение рябины -признак устойчивого тепла.

Поздно расцвела рябина -будет поздняя осень.

Трудовая деятельность – собрать опавшие ягоды для подкормки птиц зимой.

Песочница

Цель: игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию, мелкую моторику рук.

Закапывать и откапывать буквы, цифры, геометрические фигуры и многое другое - развивается память.

Лепить буквы, цифры, можно писать их палочкой или пальцем. Не страшно, если не все получается, на песке можно совершать исправления бесконечно. Причем, исправление ошибки приносит чувство радости, а не досады. Можно также закреплять навыки рисования.

Опыты и эксперименты с песком:

№1 «Откуда берётся песок»

№2 «Из чего состоит песок»

№3 «Легко ли сыпется песок»

№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком»

№5 «Куда исчезла вода»

№6 «Лепим из песка»

№7 «Мокрый песок принимает любую нужную форму»

№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Трудовая деятельность – очистить выносное оборудование от песка.

Тропа здоровья (спортивная площадка)

Цель: формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений; воспитывать здоровый образ жизни.

Спортивная площадка позволяет в любое время года проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме, посредством упражнений, физкультурных занятий.

Физкультура – враг болезней! Значит надо в самом деле

Всем известно с детских лет С физкультурою дружить.

В жизни средства нет полезней Чтобы жизни удивляться,

От телесных разных бед. Чтобы духом не стареть,

И душе в здоровом теле Надо ею заниматься,

Доброй, чистой легче жить. Надо лень преодолеть!

Трудовая деятельность – убрать спортивный инвентарь.

Альпийская горка

Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника, о цветах, их разнообразии, особенностях; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы); вызывать интерес и желание заботиться о растениях.

Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы, в которой неприхотливо сочетаются камни и растения. Камень, с его полной неподвижностью, неизменной во все времена года, служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений. Даже на небольшом участке можно создать миниатюрную альпийскую горку с десятками видов растений, которые будут радовать своим цветением с ранней весны до поздней осени.

Трудовая деятельность – прополка, полив растений.

Прудик

Цель: познакомить детей с прудом, и его обитателями: рыбы, лягушки, насекомые, птицы (дикие утки, цапли, водные растения; учить строить пищевые цепочки, устанавливать простые причинно-следственные связи; формировать представление о сезонных изменениях в живой и не живой природе; развивать память, мышление, зрительное восприятие, познавательный интерес.

Беседа о водоемах.

Загадки:

Вдоль по речке, по водице плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет, за собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок, а кораблик больно ходок.

Влево, вправо повернет всю ватагу поведет. (утка с утятами)

Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (рыбка)

В воде купался сухим остался. (гусь)

На одной ноге стоит очень важная на вид.

Зорко на воду глядит, так лягушек сторожит. (цапля)

Летом в пруду и в болоте вы её найдете.

Зеленая квакушка- это, конечно… (лягушка)

Береза и муравейник

Цель: познакомить детей с березой, как представителем лиственной породы; создать условие для наблюдения за березой в разное время года; формировать чувство бережного отношения к природе.

Загадки:

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос. (Береза)

Стоит Аленка, платок зеленый,тонкий стан, белый сарафан. (Береза)

Зелена коса развивается, в ярком солнышке купается. (Береза)

Рассказ о березе

Беседа о муравьях

Игра «Муравейник», дидактическая игра «Кто что делает?»

Физкультминутка

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Ай-ай-ай, ай-ай-ай - от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем головой)

Ой-ой-ой, ой-ой-ой - ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)

Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)

В муравейник скорей побежал (Бег на месте)

Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через стороны)

Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях, закрыть ладонями лицо)

Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)

Муравьишку домой довели.

МО –ЛОД -ЦЫ! (Ритмичные хлопки)

Трудовая деятельность – подмести опавшие листья.

Сельский дворик

Цель: знакомить детей с отличительными особенностями города и деревни; расширить представления детей об условиях жизни домашних животных и птицы в деревне, их особенностями внешнего облика, поведения, их способами передвижения, повадками, какую пользу приносят человеку; закрепить умение классифицировать животных и птиц «домашние - дикие»; способствовать расширению кругозора детей.

Беседа о домашних животных

Загадки:

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака)

Стоит копна посреди двора, спереди - вилы, сзади - метла. (Корова)

Хвост крючком, нос пятачком. (Поросенок)

Игры с мячом «Назови домашних птиц», «Назови диких (домашних) животных», «Летает – не летает»

Подвижные игры: «Лохматый пес», «Кролики», «Угадай, кто кричит» и другие.

Трудовая деятельность – собрать выносной инвентарь.

Огород

Цель: расширить и обобщить знания детей о культурных огородных растениях, об условиях, необходимых для роста и развития, обучать навыкам ухода за ними; развивать наблюдательность и любознательность у детей; развивать эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться выращиваемым растениям и оценивать результаты своего труда; вызвать интерес к труду, исследованиям на огороде.

Художественное слово: «Огород»

В огороде много гряд, есть и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох, а картофель разве плох?

Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

Беседы: «Роль овощей в жизни людей», «Роль людей в жизни овощей», «О полезных свойствах овощей» и т. д.

Загадки

Подвижные игры: «Репка», «Съедобное – несъедобное», «Овощи», «Урожай», «Огород» и т. д.

Трудовая деятельность – посадка, прополка, рыхление, полив, уборка овощей.

Маленькая елочка

Цель: познакомить детей с хвойным деревом, обогатить знания детей о его структуре, пользе и использовании. Наблюдать за елочкой в разные времена года. Учить находить сходство и различия между разными видами деревьев.

Рассказ о ели

Загадки: Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Её всегда в лесу найдёшь – пойдем гулять и встретим:

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка) Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Елка)

Художественное слово

Подвижные игры: «Раз, два, три к дереву беги», «Кто быстрее найдет ель (березу)», «Найди о чем расскажу» и т. д.

Скороговорки: Еле-еле ель Егор затащил к себе во двор. Три свиристели еле свистели на ели. Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Фотоотчет «Экологическая тропа» в разновозрастной группе от 3 до 6 летФотоотчет «Экологическая тропа» в разновозрастной группе от 3 до 6 лет Людмила Редькина Фотоотчёт. Знакомство с окружающим миром «Экологическая тропа». (разновозрастная группа от 3 до 6 лет) Цель: Развитие у.

Дидактическая игра «Экологическая тропа» из фетраДидактическая игра «Экологическая тропа» из фетра Дидактическая игра по экологическому образованию детей дошкольного возраста «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА». Экологическая тропа - демонстрационный.

Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе»Фотоотчёт «Экологическая тропа в младшей группе» В нашем детском саду много лет функционируют, живут и развиваются экологические станции: "Птичий двор", "Огород", "Цветочные истории",.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическая тропа
Опубликовано: 30 января 2021 в 14:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД